Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 22, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF

УНИВЕРСИТЕТЫ-ЛИДЕРЫ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

6-18 13
Аннотация
Приоритетный проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Вузы как центры пространства создания инноваций» планировался как долгосрочный проект, сроки реализации которого определены с октября 2017 г. по декабрь 2025 г. Основной целью проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российских университетов, а также создание к окончанию срока реализации проекта не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Так, основанные на базе образовательных учреждений университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов должны быть направлены на решение задач устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Университетским центром становится образовательная организация высшего образования, успешно прошедшая все этапы конкурсной процедуры, следовательно, признанная победителем конкурса.
19-31 16
Аннотация
Целью настоящего исследования является сравнение наукометрических показателей, полученных из разных баз данных, и изучение возможности их применения для оценки результативности научной деятельности крупнейших медицинских вузов России. Были проанализированы сведения о публикациях сотрудников 20 крупнейших медицинских вузов Российской Федерации за пять лет: количество статей, количество цитирований статей, индекс Хирша вуза. Источниками стали база данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) (отдельно учитывались публикации в журналах, входящих в ядро РИНЦ), база данных Scopus и база данных Web of Science (WоS). На основании полученных данных было проведено ранжирование организаций по ряду наукометрических показателей, с помощью коэффициентов ранговой корреляции была установлена связь между различными показателями. Была выявлена корреляция между различными показателями публикационной активности в базах WoS и Scopus. Не выявлено значимой корреляции данных, полученных при анализе цитируемости публикаций в ядре РИНЦ, с данными, полученными при анализе цитируемости в международных базах WoS и Scopus. Корреляции с показателями в других базах и ядром РИНЦ также выявлено не было. Исследование было ограничено только медицинскими вузами России, результаты не могут быть использованы для сравнения показателей в других областях наук. Для анализа публикационной активности медицинских вузов возможно применение баз данных (БД) Scopus, WoS. Показатели, рассчитанные на основе цитируемости журналов, входящих как в РИНЦ, так и отдельно в ядро РИНЦ, не могут быть применены для характеристики интенсивности научных исследований на международном уровне. Следует с осторожностью использовать показатели, полученные на основе данных РИНЦ, в сочетании с показателями, полученными из БД Scopus и WoS. Вызывает также сомнение объективность рейтинга медицинских университетов, в основе которого лежит использование данных из РИНЦ. Впервые методом статистического анализа были установлены связи или их отсутствие между показателями цитируемости в различных БД. Результаты исследования могут быть использованы при составлении рейтингов медицинских вузов по результатам научной деятельности.
32-48 10
Аннотация
Статья представляет собой аналитическую работу, нацеленную на определение паттернов развития универ-ситетов-участников проекта 5-100 с точки зрения структуры их финансирования, приоритетных направлений развития, динамики ключевых показателей. Используя статистические методы, в том числе кластерный анализ, мы предприняли попытку зафиксировать паттерны развития вузов-участников проекта с разных позиций. Анализ был проведен на основе данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, плановых и фактических показателей дорожных карт развития университетов-участников. Кластерный анализ вузов был проведен в двух основных временных точках проекта: запуск проекта (2013 г.) и запуск второй волны инициативы превосходства (2015 г.), а также в последний доступный для анализа год (2016 г.). Результатом анализа стало выявление паттернов в части структуры финансирования университетов-участников проекта 5-100, паттернов их фактического развития с учетом основных показателей дорожных карт, а также определение четырех комплексных паттернов развития в соответствии с кластерным анализом. Кроме того, выявленные паттерны развития были сопоставлены с динамикой продвижения вузов в рейтингах. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях результативности университетов-участников проекта 5-100 и аналогичных инициатив превосходства в высшем образовании.

УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

49-60 64
Аннотация
В работе представлены основные положения методики формирования практикоориентированной образовательной программы, основанной на компетентностном подходе. Особенностью методики является обширное использование актуализированной информации из открытых источников сети «Интернет». С этой целью были разработаны алгоритмы автоматизированного поиска и формирования перечней профессий и организаций работодателей, полученные на основе анализа профессиональных стандартов. Данная методика универсальна и может быть использована при разработке и модернизации образовательных программ в вузах. В процессе реализации алгоритмов поиска, обработки и выбора информации сформированы перечни профессиональных стандартов по виду профессиональной деятельности, профессий по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и организаций-работодателей, которые могут быть полезны специалистам центров трудоустройства вузов, а также учебно-методическим подразделениям и дирекциям образовательных институтов при организации текущей деятельности. Проведенный анализ вакансий, заявленных организациями-работодателями из полученного перечня, позволил сформулировать требования (компетенции) к потенциальному соискателю работы. Результаты исследования положены в основу разработки образовательной программы бакалавриата по направлению «Мехатроника и робототехника», практикоориентированность которой должна способствовать повышению уровня трудоустройства выпускников Петрозаводского государственного университета на предприятия Республики Карелии и Северо-Западного федерального округа, а также удовлетворению кадровых потребностей этих предприятий вследствие подготовки специалистов с востребованными компетенциями.
61-72 21
Аннотация
Основная цель представленной исследовательской статьи состоит в поиске решения существующих проблем в сфере взаимодействия университета и промышленного сектора. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: 1) анализ ситуации в области взаимодействия университета и бизнеса / промышленности; 2) акцентирование внимания на необходимости кооперации университетов и промышленности и выявление ключевых барьеров при их взаимодействии; 3) рассмотрение форматов взаимодействия университета и бизнеса / промышленности; 4) разработки предложений по совершенствованию нового поколения «тройной спирали» - «винтовой спирали» и ее влияния на кооперацию университета и бизнеса / промышленности. Статья направлена на обоснование необходимости формирования новой модели взаимодействия университетов и промышленного сектора с опорой на статистические и исторические данные. Сбор аналитических данных по текущей ситуации в области научно-исследовательской деятельности и научного потенциала позволил сформировать устойчивое мнение о необходимости смены модели взаимодействия между университетами и промышленностью. Данный мониторинг помог выделить слабые стороны и, акцентируя внимание на развитии взаимодействия между ключевыми акторами, предложить новую модель, отвечающую требованиям современности. Цели настоящей статьи достигаются посредством проведения обзорного анализа существующей литературы, обобщения необходимых знаний о взаимодействии университета и промышленного сектора, анализа необходимости взаимодействия, ключевые барьеров, а также форматов взаимодействия с целью формулирования предложений, позволяющих усовершенствовать кооперацию и выявить наиболее эффективные способы партнерства. Данный анализ охватывает следующие документы: информационно-аналитические источники, научно-исследовательские разработки предшественников, данные международных исследовательских организаций, а также исторические документы. Результаты исследовательской статьи подтверждают целесообразность рассмотрения доработки четырехзвенной спирали до новой модели взаимодействия между университетами и промышленным сектором, которые основываются на проведенном анализе развития взаимоотношений между промышленным сектором и вузами, барьерах при заключении партнерских отношений и необходимости данной кооперации, а также анализе модели тройной и четырехзвенной спиралей. Данная статья может служить аналитическим материалом для руководителей университетов, которые хотят развивать взаимоотношения с промышленным сектором в соответствии с потребностями регионов, а также понимать ситуацию в данной сфере и создать благоприятные условия для развития партнерских взаимоотношений (например, предпринимательская сфера). Ключевым ограничением данного исследования является невозможность представления результатов тестирования винтовой модели относительно университетов в России в связи с недостаточной доработанностью модели. Данное исследование необходимо продолжить в рамках доработки винтовой модели и ее становления и развития в сфере взаимодействия университетов и индустрии. Результаты исследования, представленные в данной статье, могут служить подспорьем для развития промышленного сектора в регионах посредством выстраивания взаимодействия «университет-индустрия» (с учетом возможных барьеров и приоритетных сфер развития). Особенную ценность данная статья представляет для университетов, у которых есть необходимые ресурсы (материальные, интеллектуальные, технические) и их главная цель заключается в становлении университета как драйвера развития территории, на которой они находятся. Оригинальность данной статьи состоит в подробном анализе взаимодействия университетов и индустрии, выявлении необходимости данного партнерства, рассмотрении ключевых барьеров и способов возможного становления кооперации. Представленная тема до настоящего времени не была детально изучена, что подтверждает актуальность данного исследования.
73-85 15
Аннотация
Статья относится к категории кейсов, целью ее является изучение характеристик трудоустройства выпускников сразу после окончания вуза, а также попытка выявить, как результаты их стартовых профессиональных траекторий измеряют качество высшего образования. Авторы подчеркивают значимость исследования связи между рынком труда и системой высшего образования через механизмы обратной связи в форме опросов выпускников вузов, трудоустроившихся в течение полугода после выпуска, как с научной точки зрения (выявление особенностей развития образовательных, профессиональных траекторий выпускников), так и с практической точки зрения (эффективность инвестирования в воспроизводство вузами молодых высококвалифицированных кадров, их обучения и подготовки для регионального рынка труда). Опыт измерения качества образовательной среды Уральского федерального университета с учетом дизайна исследования позволяет сопоставить результаты социологического опроса выпускников 2017 г. в технике онлайн-анкетирования (отклик составил более 30 % от выпуска по широкому спектру параметров) с их академическими достижениями во время обучения в вузе, уровнем образования, направлением подготовки на основе внутриуниверситетских административных баз данных. Дополнительно представлен обзор показателей трудоустройства и стартовых заработных плат Мониторинга трудоустройства выпускников, который указывает на дифференциацию характеристик стартовых профессиональных траекторий выпускников вузов 2014 и 2015 гг. по уровню образования (бакалавриат, магистратура). Анализ этих данных также показал, что Уральский федеральный университет является крупнейшим вузом региона по выпуску молодых специалистов (10 % - от общей численности выпускников Уральского федерального округа). Результаты нашего исследования подтверждают вклад университета в подготовку молодых специалистов для региона: всего остались работать в регионе - 69 % выпускников бакалавриата 2017 г. выпуска и 79 % из числа выпускников магистратуры. Кейс Уральского федерального университета способствует расширению представления о том, каков в настоящее время вклад вуза в качество подготовки молодых специалистов разных уровней образования. Результаты исследования показали: выпускники ожидают, что при получении высшего образования они инвестируют в развитие своих профессиональных и карьерных траекторий, однако в их стартовых траекториях магистры могут рассчитывать лишь на премию к заработной плате в размере 8 %. Содержание программ базового образования весьма низко соответствует тем требованиям, которые предъявляют работодатели к современному специалисту (46 % бакалавров и 65 % магистров удовлетворены освоенными в вузе знаниями, навыками). Ключевой вывод исследования заключается в том, что вторичная занятость позволяет выпускникам более быстро интегрироваться на рынке труда, однако тем, кто продолжил свои образовательные траектории в магистратуре, аспирантуре чаще удается трудоустроиться по основной специальности. До 83 % магистров в среднем имеют работу, схожую с полученным высшем образованием. Для удовлетворения потребностей регионального рынка труда в высоко -квалифицированных специалистах и прогнозирования их выпуска необходимо формировать ценностные ориентации на поступление в магистратуру талантливых студентов, которым удалось к 3-4 курсу бакалавриата выявить в той или иной мере склонности к профессиональной деятельности, по которой они получили базовые знания, обучаясь в бакалавриате. Перспективой исследования является внедрение механизмов обратной связи от выпускников в региональных вузах в форме онлайн-опросов для комплексной оценки качества образовательных программ вузов Уральского федерального округа с использованием административных данных об образовательных траекториях выпускников.
86-99 16
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия предприятий и университетов в российских регионах. Значимость изучения таких проблем обусловлена рядом противоречий между социально-экономическими условиями и управленческими моделями, определившими характер и динамику сетевых взаимодействий предприятий и отечественных вузов. Статья базируется на анализе результатов социологического исследовательского проекта «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности». Опираясь на эмпирическую базу социологических данных по Свердловской области, авторы ставят перед собой цель дать оценку взаимодействию ведущих университетов с предприятиями - драйверами региональной экономики, с учетом устойчивости, эффективности и возможностей развития сложившихся практик в границах макрорегиона. Теоретическая значимость исследования заключается в применении институционального подхода к анализу связи производства и высшей школы, рассмотрении институциональных функций взаимодействий региональных предприятий и вузов (функций социально-экономического, инновационного, социального / социокультурного развития, воспроизводства и регулирования профессиональной / кадровой структуры). В публикации представлены результаты экспертного опроса. Информантами выступали представители управленческого звена высшего уровня, заместители руководителей и топ-менеджеры ведущих предприятий области, функционирующих в пяти управленческих округах (N=124). Экспертный опрос охватил не менее 90 % предприятий, обеспечивающих рынок труда региона и являющихся основными работодателями во всех управленческих единицах Среднего Урала. Новизна исследовательского подхода заключается в анализе современных тенденций, форм и направлений взаимодействия вузов с региональными предприятиями, структурных различий сложившихся практик их сотрудничества, критической оценке прогнозов перспектив и условий его эффективного развития. Анализ экспертных мнений позволил сделать несколько выводов: 1) наиболее эффективными и результативными практиками сотрудничества предприятий с вузами Свердловской области остаются традиционные формы взаимодействия, где предприятия выступают в роли работодателя; 2) предприятия и вузы не рассматривают друг друга в качестве фактора инновационного развития и не готовы к взаимному сотрудничеству как средству формирования региональной инновационной среды. Эксперты не предвидят серьезных изменений в интеграционных процессах образования, науки и производства в макрорегионе (ближайшая и отдаленная перспектива); 3) в реальном секторе занятости населения в границах крупного промышленного региона у менеджмента предприятий отсутствует видение университетов в качестве фактора социокультурного развития профессиональной среды бизнес-сообщества и условия социального развития территории; 4) особенностью управленческой культуры менеджмента предприятий Свердловской области является неготовность налаживать устойчивые горизонтальные связи с вузами, непонимание того, какими ресурсами субъекты взаимодействия могут обмениваться уже в настоящее время, нежелание рассматривать вуз в функциональных ролях носителя экспертного знания и инновационных практик, полноправного участника производственного процесса. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученная картина реальных практик партнерства высшего образования и бизнеса в промышленном российском регионе дополняется анализом экспертных предложений, направленных на создание условий успешного развития сетевых взаимодействий университетов с конкретными предприятиями как ключевыми стейкхолдерами в региональном пространстве. Полученные в ходе исследования выводы можно распространить также и на другие старопромышленные регионы страны.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА: ОЦЕНКА, УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ

100-112 12
Аннотация
Исследовательская статья, содержащая результаты мониторинга деятельности преподавателей и аспирантов вузовских кафедр. На основе указанного мониторинга оценивался уровень их вовлеченности в процессы университетского менеджмента и были предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений городов России и 26 экспертов - опытных представителей вузовского менеджмента из 20 университетов России. Предмет исследования - уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в процессы университетского менеджмента. Для проведения этих мониторингов были использованы специальные формы сбора информации: анкета заведующего кафедрой высшего учебного заведения и опросный лист эксперта. Анализ итогов мониторинга деятельности преподавателей кафедр выявил достаточно низкий уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в управление кафедрой: только 55,6 % опрошенных заведующих кафедрами смогли так построить работу на кафедре, что все сотрудники имеют общекафедральные обязанности; 14 % руководителей кафедр все вопросы на кафедре решают только лично. При этом 40 % из них считают, что делегирование полномочий - это бесполезная процедура, так как лучше заведующего работу никто не сделает; официально заместитель заведующего кафедрой есть на 41,4 % кафедр. Предложены механизмы активизации участия преподавателей, аспирантов и студентов в управлении кафедрой университета. Особое внимание уделено построению организационно-функциональной структуры управления кафедрой, повышению роли заместителей заведующего кафедрой, проведению кафедральных заседаний и семинаров. Необходимым условием эффективного функционирования университетской кафедры является активное участие преподавателей в управлении. Предложенные механизмы привлечения преподавателей к управлению кафедрой требуют оценки эффективности их реализации, что может являться объектом дальнейших исследований. Для использования в практике университетского менеджмента предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой, в частности: - построение эффективной организационно-функциональной структуры управления кафедрой; - формирование института заместителей заведующего кафедрой; - организация и проведение заседаний и семинаров кафедры. Использование предложенных механизмов при условии организации командной работы заведующего кафедрой, преподавателей, аспирантов и студентов будет способствовать значительному повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедры; усилению внеаудиторной работы со студентами; росту количества выигранных грантов и проводимых научных исследований; успешному трудоустройству выпускников, которое для выпускающих кафедр является важнейшим результатом работы. Статья содержит итоги мониторинга участия преподавателей в управлении кафедрой, на основании которых обоснована целесообразность их активного привлечения к участию в управленческих процессах на вузовской кафедре. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в нем предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие потенциала преподавателей за счет повышения уровня их вовлеченности в процессы университетского менеджмента.
113-126 15
Аннотация
На основе анализа и обобщения нормативно-правовых актов Российской Федерации в статье обосновывается необходимость и возможности перехода от господствующего рынка образовательных программ к набирающему силу рынку квалификаций. Формирование современной прозрачной и соответствующей основным международным подходам национальной системы квалификаций побуждает учебные заведения повышать эффективность образования на основе капиталосберегающих процессов профессиональной подготовки квалифицированных кадров на благо общественного прогресса, острого реагирования на поведение государственных и негосударственных учреждений в направлении удовлетворения рыночной потребности в труде. Одной из кардинальных задач реформирования отечественной системы образования должна стать разработка стройной и непротиворечивой системы управления, которая обеспечит постоянный рост конкурентоспособности преподавателей высшей школы. Высшее образование России фактически находится на пути к новой структуре кадрового обеспечения национальной экономики. В научной литературе, посвященной проблемам инновационной экономики, рассматриваются вопросы актуальности, механизмы осуществления взаимовыгодного сотрудничества бизнес-структур и образования. Однако практически не обсуждается важность конкурентоспособности преподавателей и необходимость ее оценки. Проблема эта считается очевидной. Вместе с тем повышение конкурентоспособности научно-педагогических работников вуза остается вне этой очевидности. Целью данной концептуальной статьи является анализ архитектоники независимой оценки квалификации как инструмента оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников высшей школы. Термин «оценка конкурентоспособности научно-педагогических работников» не получил до сих пор широкого распространения в отечественной практике в силу высокой теоретико-методологической и методической неопределенности. Для теоретико-методического осмысления механизма оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников первостепенное значение имеет познание параметров состояния и характеристик архитектоники независимой оценки квалификации. Архитектоника независимой оценки квалификации - это интегрированное образование компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливает валидацию квалификации трудоспособного лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В статье с позиций системного подхода обосновывается роль независимой оценки квалификации как самостоятельной отрасли деловой оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников, дается авторская трактовка и интерпретация социально-экономического содержания, сущности системообразующих компонентов архитектоники рассматриваемой системы оценки. Проведенное автором исследование позволяет выработать понимание необходимости и роли независимой оценки квалификации как метода оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников для формирования связи высшего образования с рынком труда и гражданским обществом, оперирующей технологиями обнаружения и оценки аномалии спроса и предложения квалификаций на рынке преподавательского труда. Статья представляет интерес для образовательных организаций, поскольку позволяет сформировать методический подход к оценке конкурентных преимуществ научно-педагогических работников.
127-140 18
Аннотация
Представленный в статье кейс описывает опыт организации и деятельности инициативных групп Петрозаводского государственного университета по исследованию проблем публично-властной коммуникации, сопровождавшемуся экспертной деятельностью и вовлечением представителей университета в диалог с властными и общественными институтами региона в контексте задач, определенных статусом опорного вуза. Цель статьи - на основе описания параметров социальной вовлеченности инициативных групп университета, создававшихся в 2015-2017 гг. в целях исследования проблем общественного участия, определить возможные формы воздействия университетского сообщества на формирование публичной повестки дня региона в контексте задач развития опорного вуза. В связи с обретением в 2017 г. Петрозаводским государственным университетом статуса опорного вуза основной вектор развития университета сфокусирован на решении задач по формированию инновационной инфраструктуры и организационного дизайна, предполагающего реализацию обновленной миссии и усиление социальной роли вуза в регионе. При этом наряду с актуализацией взаимодействия университета с основными стейкхолдерами обеспечивающими устойчивое региональное развитие, существенное значение имеют сложившиеся практики общественного участия университета в системе межсекторного взаимодействия. Многие из таких практик являются результатами реализации программы стратегического развития «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (2012-2016 гг.). В рамках этой программы с 2015 г. осуществлялись инициативные проекты по изучению публично-властного взаимодействия в Республике Карелия, особенности организации и реализации которых анализируются в данной статье. Результаты проектной деятельности стали основанием для формирования целостной системы интеракций членов инициативных групп и внешних партнеров, органов власти и управления республики, общественноконсультативных структур и общественных организаций. Практическое использование опыта организации междисциплинарных коллективов и результатов инициативных проектов рассматривается в дискурсе третьей миссии университета. Представленные в рамках данного кейса апробированные формы социальной вовлеченности могут быть использованы при конструировании взаимодействия опорного вуза с основными акторами, участвующими в процессах управления региональным развитием. Материалы проектов анализируются с применением методов ивент-анализа, сравнения, структурного и функционального анализа в рамках исследовательской стратегии «case-study». Предваряет анализ «случая» обзор литературы по проблемам социальной роли университета. Оригинальность данной статьи заключается в анализе участия опорного вуза в системе публично-властной коммуникации. Обращение к опыту, позволяющему определить паттерны социального партнерства в процессах формирования региональной повестки дня, показывает возможности, которые первоначально раскрываются в межсекторном диалоге на локальном уровне, в контексте решения конкретных проблем. Но за счет умножения числа интеракций достигается кумулятивный эффект, обеспечивающий новые возможности воздействия университета на состояние региональной публичной сферы. Представленная информация может иметь практическое применение при обновлении форм социальной вовлеченности как неотъемлемой составляющей третьей миссии. Обобщение опыта социального партнерства имеет значение для организации взаимодействия с региональным сообществом на более высоком уровне управления развитием опорного университета.

ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

141-154 15
Аннотация
Данная статья призвана обратить внимание на такое явление, как академическая неоднородность студентов внутри вузов, и уточнить исследовательскую повестку по изучению данного феномена и его взаимосвязи с университетским управлением. Обзор существующей литературы и статистических данных на примере России позволил обозначить круг возможных причин для роста академической неоднородности в вузах и предложить базовые предпосылки для определения ее уровня. В статье впервые осуществляется анализ академической неоднородности как контекстуальной переменной и организационной характеристики вузов, обосновывается ее значимость для университетского управления. Автор также приводит круг теоретических рамок, через которые может быть проанализировано управление университетом в контексте высокой академической неоднородности. Продолжением данной работы станет более детальное исследование практик управления в вузах. Результаты данной работы могут быть использованы для расширения существующей повестки исследований в области высшего образования, а также для анализа и планирования деятельности конкретных университетов.
155-164 4
Аннотация
Высшее образование в мире подвергается серьезным трансформациям, происходящим под влиянием технологических, социальных и экономических процессов. Университеты разных стран стремятся занять конкурентоспособную позицию на мировом рынке образовательных услуг. Сегодня в гонку за вхождение в мировые рейтинги включены тысячи университетов в разных странах. На пути к лидерству одни страны ориентируются на опыт других, более успешных, перенимая «лучшие» практики. Логично, что все страны стремятся к процветанию и прилагают усилия, чтобы не остаться на периферии мирового развития. Однако в разрабатываемые стратегии и трансформационные процессы может вмешиваться такой фактор, как культура или национальный менталитет. Цель данной работы заключается в проведении кросс-культурного анализа учебной вовлеченности студентов российских, китайских, японских, американских и британских вузов и определении роли культурных различий в существующих образовательных системах. Выборка исследования составила 26,648 студентов-бакалавров, обучающихся в 2016/2017 учебном году в вузах США, Великобритании, Китая, Японии и России. На основе данных международного проекта «Студенческий опыт в исследовательском университете» с помощью факторного анализа был построен индекс вовлеченности студентов в классе. Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) показали, что студенты японских, китайских, американских, британских и российских вузов демонстрируют качественно разный уровень вовлеченности в классе, что зависит от организации образовательного процесса и культурных традиций данных стран. Таким образом, китайские студенты оказались наименее вовлеченными, так как от них не требуется активное участие в дискуссии, обсуждение дополнительных вопросов по курсу с преподавателем. Российские и американские студенты показали самый высокий уровень вовлеченности по сравнению со студентами изучаемых стран. Автор работы указывает на необходимость принятия во внимание существующих культурных аспектов при разработке образовательных стратегий, взаимодействия с иностранными студентами в классе, а также проведения сопоставительных исследований.
165-174 12
Аннотация
Статья посвящена обсуждению коллективной монографии, подготовленной по результатам долговременного (21 год) социологического мониторинга студенчества Свердловской области. Анализируется роль книги в развитии социологии молодежи и социологии образования, а также возможности для принятия управленческих решений на уровне вузов и региона. Раскрываются наиболее значимые итоги мониторинга, касающиеся динамики основных социокультурных характеристик студенчества - социального статуса, профессионального самоопределения, ценностных ориентаций, гражданской культуры, студенческого досуга.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)