Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПРОЕКТ 5-100: ДИНАМИКА И ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

Аннотация

Статья представляет собой аналитическую работу, нацеленную на определение паттернов развития универ-ситетов-участников проекта 5-100 с точки зрения структуры их финансирования, приоритетных направлений развития, динамики ключевых показателей. Используя статистические методы, в том числе кластерный анализ, мы предприняли попытку зафиксировать паттерны развития вузов-участников проекта с разных позиций. Анализ был проведен на основе данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, плановых и фактических показателей дорожных карт развития университетов-участников. Кластерный анализ вузов был проведен в двух основных временных точках проекта: запуск проекта (2013 г.) и запуск второй волны инициативы превосходства (2015 г.), а также в последний доступный для анализа год (2016 г.). Результатом анализа стало выявление паттернов в части структуры финансирования университетов-участников проекта 5-100, паттернов их фактического развития с учетом основных показателей дорожных карт, а также определение четырех комплексных паттернов развития в соответствии с кластерным анализом. Кроме того, выявленные паттерны развития были сопоставлены с динамикой продвижения вузов в рейтингах. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях результативности университетов-участников проекта 5-100 и аналогичных инициатив превосходства в высшем образовании.

Об авторах

Е. Ю. Шибанова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Д. П. Платонова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


М. А. Лисюткин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Салми Дж., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России / Перев.: Н. Микшина // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25-68.

2. Froumin I., Lisyutkin M. (2015) Excellence-Driven Policies and Initiatives in the Context of Bologna Process: Rationale, Design, Implementation and Outcomes // The European Higher Education Area. Between Critical Reflections and Future Policies / Under the general editorship: A. Curaj, L. Matei, R. Pricopie, J. Salmi, P. Scott. L.: Springer International Publishing AG.

3. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.

4. Turko T., Bakhturin G., Bagan V., Poloskov S., & Gudym D. (2016). Influence of the program «5-top 100» on the publication activity of Russian universities. Scientometrics, 109 (2), рр. 769-782.

5. Poldin O., Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. Publication activities of Russian Universities: The effects of project 5-100 (2017) Voprosy Obrazovaniya, 2017 (2), pp. 10-35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35.

6. Froumin I., and Lisyutkin M. (forthcoming) The State as the Driver of Competitiveness in Russian Higher Education: The Case of Project 5-100.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 1500 -р.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2014 г. № 1053 -р.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2015 г. № 930-р.

10. Постановление Правительства № 960-р «О распределении субсидий в 2016 году».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 281-р.

12. Ward J. Hierarchical Grouping to Optimize an Ob- jective Function, Journal of the American Statistical Association, 1963, 58, рр. 236-44.

13. Salmi J. The challenge of establishing world-class universities. Washington DC: The World Bank. 2009.

14. Salmi J. Excellence strategies and the creation of world-class universities // Matching Visibility and Performance.-SensePublishers, Rotterdam, 2016. С. 15-48.

15. Распоряжение Минобрнауки России от 11 ноября 2013 г. № Р-190 «О согласовании разработанных планов мероприятий по реализации программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») вузов, отобранных по результатам конкурса на предоставление поддержки».

16. Albuquerque E. (2005). Science and technology systems in less developed countries. In H. Moed, W. Glanzel, & U. Schmoch (Eds.), Handbook of quantitative science and technology research (pp. 759-778). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.

17. Княгинин В. Н. Программа «5-100»: некоторые итоги и потенциал развития. Оценка изменений в вузах, участвующих в реализации программы повышения конкурентоспособности российских вузов среди ведущих научно-образовательных центров, Фонд Центр стратегических разработок «Северо-Запад», октябрь 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. ПРОЕКТ 5-100: ДИНАМИКА И ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):32-48. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

For citation:


Shibanova E.Yu., Platonova D.P., Lisyutkin M.A. PROJECT 5-100: DYNAMICS AND DEVELOPMENT PATTERNS OF UNIVERSITIES. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):32-48. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

Просмотров: 802


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)