Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.028

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории кейсов, целью ее является изучение характеристик трудоустройства выпускников сразу после окончания вуза, а также попытка выявить, как результаты их стартовых профессиональных траекторий измеряют качество высшего образования. Авторы подчеркивают значимость исследования связи между рынком труда и системой высшего образования через механизмы обратной связи в форме опросов выпускников вузов, трудоустроившихся в течение полугода после выпуска, как с научной точки зрения (выявление особенностей развития образовательных, профессиональных траекторий выпускников), так и с практической точки зрения (эффективность инвестирования в воспроизводство вузами молодых высококвалифицированных кадров, их обучения и подготовки для регионального рынка труда). Опыт измерения качества образовательной среды Уральского федерального университета с учетом дизайна исследования позволяет сопоставить результаты социологического опроса выпускников 2017 г. в технике онлайн-анкетирования (отклик составил более 30 % от выпуска по широкому спектру параметров) с их академическими достижениями во время обучения в вузе, уровнем образования, направлением подготовки на основе внутриуниверситетских административных баз данных. Дополнительно представлен обзор показателей трудоустройства и стартовых заработных плат Мониторинга трудоустройства выпускников, который указывает на дифференциацию характеристик стартовых профессиональных траекторий выпускников вузов 2014 и 2015 гг. по уровню образования (бакалавриат, магистратура). Анализ этих данных также показал, что Уральский федеральный университет является крупнейшим вузом региона по выпуску молодых специалистов (10 % - от общей численности выпускников Уральского федерального округа). Результаты нашего исследования подтверждают вклад университета в подготовку молодых специалистов для региона: всего остались работать в регионе - 69 % выпускников бакалавриата 2017 г. выпуска и 79 % из числа выпускников магистратуры. Кейс Уральского федерального университета способствует расширению представления о том, каков в настоящее время вклад вуза в качество подготовки молодых специалистов разных уровней образования. Результаты исследования показали: выпускники ожидают, что при получении высшего образования они инвестируют в развитие своих профессиональных и карьерных траекторий, однако в их стартовых траекториях магистры могут рассчитывать лишь на премию к заработной плате в размере 8 %. Содержание программ базового образования весьма низко соответствует тем требованиям, которые предъявляют работодатели к современному специалисту (46 % бакалавров и 65 % магистров удовлетворены освоенными в вузе знаниями, навыками). Ключевой вывод исследования заключается в том, что вторичная занятость позволяет выпускникам более быстро интегрироваться на рынке труда, однако тем, кто продолжил свои образовательные траектории в магистратуре, аспирантуре чаще удается трудоустроиться по основной специальности. До 83 % магистров в среднем имеют работу, схожую с полученным высшем образованием. Для удовлетворения потребностей регионального рынка труда в высоко -квалифицированных специалистах и прогнозирования их выпуска необходимо формировать ценностные ориентации на поступление в магистратуру талантливых студентов, которым удалось к 3-4 курсу бакалавриата выявить в той или иной мере склонности к профессиональной деятельности, по которой они получили базовые знания, обучаясь в бакалавриате. Перспективой исследования является внедрение механизмов обратной связи от выпускников в региональных вузах в форме онлайн-опросов для комплексной оценки качества образовательных программ вузов Уральского федерального округа с использованием административных данных об образовательных траекториях выпускников.

Об авторах

Д. Г. Сандлер
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. Д. Сущенко
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


П. Д. Кузнецов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. Е. Печенкина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Benneworth P., Sanderson A. The regional engagement of universities: building capacity in a sparse innovation environment // Higher Education Management and Policy, 2009, vol. 21/1. doi: 10.1787/hemp-v21-art8-en.

2. Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/699/1/UM-2004-02-09.pdf (дата обращения: 18.06.2018).

3. Панькова Н. М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 186-189.

4. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.

5. Макаркин Н. П., Томилин О. Б. Миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6 (28). С. 9-13.

6. Williford A. M., Moden G. O. Using alumni outcomes research in academic planning. Paper presented at the 29th Annual Forum of The Association for Institutional Research, Baltimore, April 30 - May 3, 1989. 25 p.

7. Australian Graduate Survey (AGS), available at: http://www.graduatecareers.com.au/research/surveys/australiangraduatesurvey/ (accessed: 18.06.2018).

8. Schomburg H., Teichler U. Higher education and graduate employment in Europe: results from graduates surveys in twelve countries. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006, vol. 15, 172 p. doi: 10.1007/978-1-4020-5154-8

9. Allen J., Van der Velden R. Transitions from higher education to work. Careers of university graduates (ed.) U. Teichler. Dordrecht, Netherlands: Springer: 2007, pp. 55-78.

10. Cabrera A. F., Weerts D. J., Zulick B. J. Making an impact with alumni surveys. Special Issue: Enhancing Alumni Research: European and American Perspectives, 2005, vol. 2005, no. 126, pp. 5-17. doi: 10.1002/ir.144.

11. Student Experience Survey (SES), available at: https://www.qilt.edu.au/about-this-site/student-experience (accessed: 18.06.2018).

12. Weiss F., KleinM., Grauenhorst T. The effects of work experience during higher education on labour market entry: learning by doing or an entry ticket?, Work, employment and society, 2014, vol. 28, no. 5, p. 788-807.

13. Yoshimoto K., Yamada H. University education and its relevance to working life. Competences, Higher Education and Career in Japan and the Netherlands (eds.) J. Allen et.al. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2007, pp. 97-127. doi: 10.1007/978-1-4020-6044-1_5

14. Delaney A. M. Voices of experience: renewing higher education with alumni studies // Tertiary Education and Management, 2000, no. 6, pp. 137-156.

15. Delaney A. M. Ideas to enhance higher education’s impact on graduates’ lives: alumni recommendations // Tertiary Education and Management, 2004, no. 10, pp. 89-105.

16. Мониторинг выпускников Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://cim.hse.ru/alumni (дата обращения: 15.03.2017).

17. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 30 с.

18. Опрос выпускников Новосибирского национального исследовательского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/4fba62775323994779972e21f7cf667f (дата обращения: 15.03.2017).

19. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).

20. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191. doi: 10.173 23/1814-9545-2012-2-159-191.

21. Меренков А. В., Шаврин В. С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. C. 94-103.

22. Павлова О. Н., Казин Ф. А., Бутаков Н. А. Профильность трудоустройства выпускников вузов: анализ данных социальных сетей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 38-56. doi: 10.15826/umpa.2017.03.036


Рецензия

Для цитирования:


Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д., Кузнецов П.Д., Печенкина Т.Е. ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):73-85. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.028

For citation:


Sandler D.G., Sushchenko A.D., Kuznetsov P.D., Pechenkina T.E. EMPLOYMENT FOR UNIVERSITY GRADUATES AND ITS MEASURE THE HIGHER EDUCATION QUALITY. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):73-85. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.028

Просмотров: 1758


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)