Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ СТУДЕНТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ВУЗАМИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОВЕСТКИ

Полный текст:

Аннотация

Данная статья призвана обратить внимание на такое явление, как академическая неоднородность студентов внутри вузов, и уточнить исследовательскую повестку по изучению данного феномена и его взаимосвязи с университетским управлением. Обзор существующей литературы и статистических данных на примере России позволил обозначить круг возможных причин для роста академической неоднородности в вузах и предложить базовые предпосылки для определения ее уровня. В статье впервые осуществляется анализ академической неоднородности как контекстуальной переменной и организационной характеристики вузов, обосновывается ее значимость для университетского управления. Автор также приводит круг теоретических рамок, через которые может быть проанализировано управление университетом в контексте высокой академической неоднородности. Продолжением данной работы станет более детальное исследование практик управления в вузах. Результаты данной работы могут быть использованы для расширения существующей повестки исследований в области высшего образования, а также для анализа и планирования деятельности конкретных университетов.

Об авторе

Ф. Р. Загирова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Trow M. Problems in the Transition from Elite to Mass Higher Education. Berkeley: Carnegie Commission on Higher Education, 1973. 57 p.

2. Marginson S. High Participation Systems of Higher Education, The Journal of Higher Education, 2016, vol. 87, no. 2, pp. 243-271.

3. Deil-Amen R. The «Traditional» College Student: A Smaller and Smaller Minority and Its Implications for Diversity and Access Institutions, available at: http://cepa.stanford.edu/sites/default/files/20n%20Deil-Amen%2011_11_11.pdf (accessed 04.06.2018).

4. Cantwel B., Marginson S., Smolentceva A. (eds.) High Participation Systems of Higher Education. Oxford University Press, 2018. 496 p.

5. White K. R. The Relation between Socioeconomic Status and Academic Achievement, Psychological Bulletin, 1982, vol. 91, no. 3, pp. 461-481.

6. Arum R., Roksa J., Budig M. J. The Romance of College Attendance: Higher Education Stratification and Mate Selection, Research in Social Stratification and Mobility, 2008, vol. 26, no. 2, pp. 107-121.

7. Marginson S. Higher Education and the Common Good. Melbourne University Press, 2016. 272 p.

8. Marginson S. The Worldwide Trend to High Participation Higher Education: Dynamics of Social Stratification in Inclusive Systems, Higher Education, 2016, vol. 72, iss. 4, pp. 413-434.

9. Ayalon H., Grodsky E., Gamoran A., Yogev A. Diversification and Inequality in Higher Education: A Comparison of Israel and the United States, Sociology of Education, 2008, no. 81, pp. 211-241.

10. Dropout and Completion in Higher Education in Europe: Main Report, available at: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/study/2015/dropout-completion-he_en.pdf (accessed 04.06.2018).

11. Kuh G. D., Kinzie J. L., Buckley J. A., Bridges B. K., Hayek J. C. What Matters to Student Success: A Review of the Literature, available at: https://nces.ed.gov/npec/pdf/Kuh_Team_Report.pdf (accessed 04.06.2018).

12. Gurin P., Dey E. L., Hurtado S., Gurin G. Diversity and Higher Education: Theory and Impact on Educational Outcomes, Harvard Educational Review, 2002, vol. 72, no. 3, pp. 330-366.

13. Tomlinson C. A., Brighton C., Hertberg H., Callahan C., Moon T. R., Brimijoin K., Conover L. A., Reynolds T. Differentiating Instruction in Response to Student Readiness, Interest, and Learning Profile in Academically Diverse Classrooms: A Review of Literature, Journal for the Education of the Gifted, 2003, vol. 27, no. 2-3, pp. 119-145.

14. Francis B., Archer L., Hodgen J., Pepper D., Taylor B., Travers M. Exploring the Relative Lack of Impact of Research on «Ability Grouping» in England: A Discourse Analytic Account, Cambridge Journal of Education, 2017, vol. 47, no. 1, pp. 1-17.

15. Lareau A. Social Class Differences in Family-School Relationships: The Importance of Cultural Capital, Sociology of Education, 1987, vol. 60, no. 2, pp. 73-85.

16. Lareau A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California Press. 2011. 480 p.

17. Zimmerman D. J. Peer Effects in Academic Outcomes: Evidence from a Natural Experiment, Review of Economics and Statistics, 2003, vol. 85, no. 1, pp. 9-23.

18. Moon T., Tomlinson C. A., Callahan C. M. Academic Diversity in the Middle School: Results of a National Survey of Middle School Administrators and Teachers. Storrs: University of Connecticut, 1995. 106 p.

19. Weinstein C., Goetz E., Alexander P. Learning and Study Strategies: Issues in Assessment, Instruction, and Evaluation (Educational Psychology). San Diego: Academic Press, 1988. 353 p.

20. Diseth A. Self-Efficacy, Goal Orientations and Learning Strategies as Mediators between Preceding and Subsequent Academic Achievement, Learning and Individual Differences, 2011, vol. 21, no. 2, pp. 191-195.

21. Sacerdote B. Peer Effects in Education: How Might They Work, how Big are They and how much do We Know Thus Far" In: Hanushek E. A., Machin S. J., Woessmann L. (eds.) Handbook of Economics of Education, Elsevier Science Publishers, 2011, vol. 3, pp. 249-277.

22. Androuschak G. V., Poldin O. V., Yudkevich M. M. Role of Peers in Student Academic Achievement in Exogenously Formed University Groups, Educational Studies, 2013, vol. 39, no. 5, pp. 568-581.

23. Brunello G., De Paola M., Scoppa V. Peer Effects in Higher Education: Does the Field of Study Matter" Economic Inquiry, 2010, vol. 48, no. 3, pp. 621-634.

24. Tomlinson C. A., Carolyn M., Callahan E. M., Tomchin N. E., Marcia I., Landrum M. Becoming Architects of Communities of Learning: Addressing Academic Diversity in Contemporary Classrooms, Exceptional Children, 1997, vol. 63, no. 2, pp. 269-282.

25. Froumin I., Kardanova E., Enchikova E. S., Ivanova A. Academic Heterogeneity of Universities Freshmen, INTED 2013 Proceedings. 7th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 2013, pp. 447-465.

26. Aleskerov F. T., Froumin I., Kardanova E., Ivanova A., Myachin A. L., Serova A. V. Yakuba V. I. Heterogeneity of the Educational System: an Introduction to the Problem. Moscow: Higher School of Economics Publ. House, 2014. 64 p.

27. Бессудное А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83-109.

28. Высшее образование в России: текущее состояние и вызовы развития / под ред. Кузьминова Я. И., Фрумина И. Д. М.: НИУ ВШЭ, [план выпуска - 2018].

29. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities, Journal of Studies in International Education, 2007, vol. 11, no. 3-4, pp. 290-305.

30. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia, Journal of Studies in International Education, 2007, vol. 11, no. 3-4, pp. 421-432.

31. Mori S. C. Addressing the Mental Health Concerns of International Students, Journal of Counseling & Development, 2000, vol. 78, no. 2, pp. 137-144.

32. Andrade M. International Students in English-Speaking Universities, Journal of Research in International Education, 2006, vol. 5, no. 2, pp. 131-154.

33. UNESCO Institute for Statistics. Global Flow of Tertiary-Level Students, available at: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed 07.06.2018).

34. Foreign Students Enrolment in Programs of Higher Education - Bachelor’s, Specialist’s and Master’s programs -in Public and Municipal Educational Organizations of Higher Education of the Russian Federation, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/figures/education/ (accessed 17.06.2018).

35. Высшее образование. 2013-2017. [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/ВПОФормы.aspx (дата обращения: 02.06.2018).

36. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. C. 66-91.

37. Yastrebov G., Kosyakova Y., Kurakin D. Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education, Sociology of Education, 2018, vol. 91, no. 3, pp. 224-241.

38. Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И. Российское профессиональное образование: новая конфигурация студенческих потоков // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3. С. 6-20.

39. Козлов Д. В., Платонова Д. П., Лешуков О. В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов. М.: НИУ ВШЭ. 2017. 32 с.

40. Jaquette O., Curs B. R., Posselt J. R. Tuition Rich, Mission Poor: Nonresident Enrollment Growth and the Socioeconomic and Racial Composition of Public Research Universities, The Journal of Higher Education, 2016, vol. 87, no. 5, pp. 635-673.

41. Slaughter S., Cantwell B. Transatlantic Moves to the Market: The United States and the European Union, Higher Education: The International Journal of Higher Education and Educational Planning, 2012, vol. 63, no. 5, pp. 583-606.

42. Marginson S. The World-Class Multiversity: Global commonalities and national characteristics, Selected Publications from Chinese Universities, Singapore, 2017, vol. 12, no. 2, pp. 233-260.

43. Clark B. R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley: University of California Press, 1983. 330 p.

44. Payne J. Choice at the End of Compulsory Schooling: A Research Review. London: Department for Education and Skills, 2003. 72 p.

45. Прахов И. А. Доступность высшего образования в условиях ЕГЭ: источники возникновения и распространения неравенства // Образование и социальная дифференциация / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 282-310.

46. Хавенсон Т. Е., Соловьева А. А. Связь результатов Единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.

47. Польдин О. В. Предсказание успеваемости в НИУ ВШЭ по результатам ЕГЭ / XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2012. Кн. 2. С. 373-383.

48. Selznick P. Institutionalism «Old» and «New», Administrative Science Quarterly, 1996, vol. 41, no. 2, pp. 270-277.

49. Meyer J. W., Ramirez F. O., Frank D. J., Schofer E. Higher Education as an Institution. In: P. J. Gumport (ed.) Sociology of Higher Education: contributions and their contexts, Baltimore, 2007, pp. 187-221.

50. Scott W. R., Davis G. F. Organizations and Organizing: Rational, Natural, and Open Systems Perspectives. Upper Saddle River: Pearson Education, 2007. 464 p.

51. Austin I., Jones G. A. Governance of Higher Education: Global Perspectives, Theories, and Practices. N. Y.: Routledge. 2016. 218 p.

52. Hannafin M. J. Student-Centered Learning. In: N. Seel (ed.) Encyclopedia of the Sciences of Learning, N. Y., 2012, pp. 3211-3214.

53. Кроу М., Дэбарс У. Модель нового американского университета. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 440 с.

54. Woods C. S., Richard K., Park T., Tandberg D., Hu S., Jones T. B. Academic Advising, Remedial Courses, and Legislative Mandates: An Exploration of Academic Advising in Florida Community Colleges with Optional Developmental Education, Innovative Higher Education, 2017, vol. 42, no. 4, pp. 289-303.

55. Wolfensberger M. V. C. Talent Development in European Higher Education: Honors Programs in the Benelux, Nordic and German-Speaking Countries. Cham: Springer International Publishing, 2015. 335, xxi p.

56. Henfield M. S., Woo H., Lin Y. C., Rausch M. A. Too Smart to Fail, Gifted Child Quarterly, 2014, vol. 58, no. 2, pp. 137-148.


Для цитирования:


Загирова Ф.Р. АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ СТУДЕНТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ВУЗАМИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОВЕСТКИ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):141-154.

For citation:


Zagirova F.R. ACADEMIC DIVERSITY AND UNIVERSITY GOVERNANCE: THE FORMATION OF A RESEARCH AGENDA. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):141-154. (In Russ.)

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)