Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ КАФЕДРОЙ: АНАЛИЗ ВУЗОВСКИХ ПРАКТИК

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.030

Аннотация

Исследовательская статья, содержащая результаты мониторинга деятельности преподавателей и аспирантов вузовских кафедр. На основе указанного мониторинга оценивался уровень их вовлеченности в процессы университетского менеджмента и были предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой. Объектом исследования выступили 350 заведующих кафедрами 24 высших учебных заведений городов России и 26 экспертов - опытных представителей вузовского менеджмента из 20 университетов России. Предмет исследования - уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в процессы университетского менеджмента. Для проведения этих мониторингов были использованы специальные формы сбора информации: анкета заведующего кафедрой высшего учебного заведения и опросный лист эксперта. Анализ итогов мониторинга деятельности преподавателей кафедр выявил достаточно низкий уровень вовлеченности преподавателей и аспирантов в управление кафедрой: только 55,6 % опрошенных заведующих кафедрами смогли так построить работу на кафедре, что все сотрудники имеют общекафедральные обязанности; 14 % руководителей кафедр все вопросы на кафедре решают только лично. При этом 40 % из них считают, что делегирование полномочий - это бесполезная процедура, так как лучше заведующего работу никто не сделает; официально заместитель заведующего кафедрой есть на 41,4 % кафедр. Предложены механизмы активизации участия преподавателей, аспирантов и студентов в управлении кафедрой университета. Особое внимание уделено построению организационно-функциональной структуры управления кафедрой, повышению роли заместителей заведующего кафедрой, проведению кафедральных заседаний и семинаров. Необходимым условием эффективного функционирования университетской кафедры является активное участие преподавателей в управлении. Предложенные механизмы привлечения преподавателей к управлению кафедрой требуют оценки эффективности их реализации, что может являться объектом дальнейших исследований. Для использования в практике университетского менеджмента предложены механизмы привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к управлению кафедрой, в частности: - построение эффективной организационно-функциональной структуры управления кафедрой; - формирование института заместителей заведующего кафедрой; - организация и проведение заседаний и семинаров кафедры. Использование предложенных механизмов при условии организации командной работы заведующего кафедрой, преподавателей, аспирантов и студентов будет способствовать значительному повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедры; усилению внеаудиторной работы со студентами; росту количества выигранных грантов и проводимых научных исследований; успешному трудоустройству выпускников, которое для выпускающих кафедр является важнейшим результатом работы. Статья содержит итоги мониторинга участия преподавателей в управлении кафедрой, на основании которых обоснована целесообразность их активного привлечения к участию в управленческих процессах на вузовской кафедре. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в нем предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие потенциала преподавателей за счет повышения уровня их вовлеченности в процессы университетского менеджмента.

Об авторах

С. Д. Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия


О. А. Сазыкина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия


Список литературы

1. Возовикова Т. Из сейфа - в лифт. Вузам придется менять социальную функцию // Поиск. 2018. № 22.

2. Возовикова Т. Охота к переменам. Ректоры затеяли революцию в аккредитации // Поиск. 2018. № 20.

3. Черноморченко С. И., Потапенко О. А. Роль заведующего кафедрой высшего учебного заведения в формировании творческой активности научно-педагогических кадров // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 1. С. 45

4. Алавердов А. Р., Алавердова Т. П. Заведующий кафедрой современного вуза: ученый, педагог, администратор? // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 51.

5. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Кафедра российского вуза: вызовы времени // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 133-137.

6. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.

7. Прокопенко С. А. Повышение эффективности функционирования кафедры университета // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-3. С. 511-516.

8. Чошанов М. Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы // Поиск. 2018. № 20.

9. Readings B. The University in ruins, 1996.

10. Чошанов М. Бессмысленная гонка. Российские ученые проигрывают еще на старте // Поиск. 2017. № 3.

11. Галажинский Э. В. Как будет меняться управление университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2018. С. 6-10.

12. Романов Е. В., Романова Е. В. Кадровый потенциал высшей школы: достигли «дна» или тонем? // Alma mater. 2018. № 2. С. 67-76.

13. Управление изменениями в высшей школе: монография / Под ред. Р. М. Нижегородцева и С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2018.

14. Труд и занятость в России. 2013: Стат.сб./Росстат M., 2013. 661 с.

15. Резник С. Д, Васин С. М., Сазыкина О. А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики. Монография / Под ред. С. Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003.

16. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. М., 2017 686 с.

17. Женщины и мужчины России. 2016: Стат.сб./ Росстат. М., 2016. 208 с. С. 75.

18. Резник С. Д. Управление кафедрой: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 400 с.

19. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 46-52.


Рецензия

Для цитирования:


Резник С.Д., Сазыкина О.А. УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ КАФЕДРОЙ: АНАЛИЗ ВУЗОВСКИХ ПРАКТИК. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):100-112. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.030

For citation:


Reznik S.D., Sazykina O.A. PARTICIPATION OF LECTURERS IN MANAGEMENT OF THE DEPARTMENT: ANALYSIS OF UNIVERSITY PRACTICES. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.030

Просмотров: 774


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)