Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФСТАНДАРТОВ

Полный текст:

Аннотация

В работе представлены основные положения методики формирования практикоориентированной образовательной программы, основанной на компетентностном подходе. Особенностью методики является обширное использование актуализированной информации из открытых источников сети «Интернет». С этой целью были разработаны алгоритмы автоматизированного поиска и формирования перечней профессий и организаций работодателей, полученные на основе анализа профессиональных стандартов. Данная методика универсальна и может быть использована при разработке и модернизации образовательных программ в вузах. В процессе реализации алгоритмов поиска, обработки и выбора информации сформированы перечни профессиональных стандартов по виду профессиональной деятельности, профессий по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и организаций-работодателей, которые могут быть полезны специалистам центров трудоустройства вузов, а также учебно-методическим подразделениям и дирекциям образовательных институтов при организации текущей деятельности. Проведенный анализ вакансий, заявленных организациями-работодателями из полученного перечня, позволил сформулировать требования (компетенции) к потенциальному соискателю работы. Результаты исследования положены в основу разработки образовательной программы бакалавриата по направлению «Мехатроника и робототехника», практикоориентированность которой должна способствовать повышению уровня трудоустройства выпускников Петрозаводского государственного университета на предприятия Республики Карелии и Северо-Западного федерального округа, а также удовлетворению кадровых потребностей этих предприятий вследствие подготовки специалистов с востребованными компетенциями.

Об авторах

Е. А. Питухин
Петрозаводский государственный университет
Россия


О. А. Зятева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Л. В. Щеголева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Сычева В. О. Согласование компетентностного подхода к разработке образовательных программ с требованиями рынка труда // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. 2015. Т. 30. С. 576-580.

2. Pozdneev B., Busina F., Sutyagin M., Ovchinnikov P., Popov D., Levchenko A. Development of Educational Programs and ICT Skills of Personnel Based on Harmonization of Standards Requirements, 9th Annual International Conference of Education, Research and Innovation Proceedings, [Seville], 2016, pp. 4750-4759.

3. Ивашкова Н. И. Методические подходы к формированию актуальных образовательных программ вуза // Маркетинг России: профессиональные и образовательные стандарты маркетолога России. Требования времени: материалы Четвертой международной научно-практической конференции, посвященной 110-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2017. С. 75-80.

4. Митасова О. В. Внедрение механизмов привлечения работодателей к формированию и реализации образовательных программ // Педагогический поиск. 2017. № 9. С. 47-50.

5. Ломакина О. В. Участие работодателей в формировании образовательных программ как фактор качества образовательных услуг // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. ст. по материалам межфакультетской учеб.-метод. конф. / отв. за вып. М. А. Шаталова. Краснодар: КубГАУ им. И. Т. Трубилина, 2016. С. 354-356.

6. Цыганов А. А. Участие работодателей в формировании практико-ориентированных образовательных программ на основе создания базовых кафедр // Образование и право. 2016. № 3. С. 174-182.

7. Дмитриев С. М., Ермакова Т. И., Ивашкин Е. Г. Опыт работы технического университета с базовыми кафедрами // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 73-81.

8. Бичурин Х. И., Островская А. А., Анфимова М. Л. И. Развитие научного потенциала предприятия за счет создания базовых кафедр // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 690-692.

9. Лазарев И. Г. Ориентированное на практику обучение - ответ на требования внешней среды // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 3-13.

10. Грищенко С. Г., Кисель Н. Н. Опыт внедрения практико-ориентированного обучения по инженерным направлениям подготовки в Южном федеральном университете // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 158-164.

11. Питухин Е. А., Тулаева А. И., Шабалина И. М. Разработка системы классификации профессиональных компетенций в IT-сфере // Фундаментальные исследования. 2017. № 10-2. С. 250-254.

12. Pitukhin E., Varfolomeyev A., Tulaeva A. Job Advertisements Analysis for Curricula Management: the Competency Approach, 9th Annual International Conference of Education, Research and Innovation Proceedings, [Seville], 2016, pp. 2026-2035.

13. Wang J., Li Y. Design and implementation of curriculum resource management model based on domain ontology, Proc. Computer Science and Information Technology Conf., 2010, pp. 217-221.

14. Paquette G. An Ontology and a Software Framework for Competency Modeling and Management, Educational Technology & Society, 2007, vol. 10, no. 3, pp. 1-21.

15. Варфоломеев А. Г., Питухин Е. А., Тулаева А. И. Концепция информационной системы управления учебными планами вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (105). С. 122-132.

16. Мартынов В. В., Филосова Е. И., Шаронова Ю. В., Ширяев О. В. Теоретические и методологические основы создания информационных систем управления подготовкой специалистов по требованиям работодателей // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV Междунар. науч. конф.: в 2 т. Уфа. 2015. Т. 2. С. 220-223.

17. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (дата обращения 25.12.2017).

18. Справочник кодов и общероссийских классификаторов «КлассИнформ.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://classinform.ru/ (дата обращения 18.01.2018).

19. Pitukhin E., Dyatlova A., Tulaeva A., Varfolomeyev A. Information Technology Employers Analysis: the Case Study of the North-West of Russia, 10th Annual International Conference of Education, Research and Innovation Proceedings, [Seville], 2017, pp. 2643-2652.

20. Астафьева М. П., Зятева О. А., Пешкова И. В., Питухин Е. А. Анализ показателей эффективности деятельности российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 4-18.


Для цитирования:


Питухин Е.А., Зятева О.А., Щеголева Л.В. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФСТАНДАРТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):49-60.

For citation:


Pitukhin E.A., Zyateva O.A., Shchegoleva L.V. SEARCH-BASED ALGORITHM FOR PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS OF PROFESSIONAL STANDARDS. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(3):49-60. (In Russ.)

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)