№ 5 (2007)
6-15 300
Аннотация
Статья посвящена особенностям, преимуществам и рискам автономных учреждений. Автор представляет сравнительный анализ бюджетных автономных учреждений, ограничиваемых авторитетом государства, с руководстовм независимых учреждений.
16-28 366
Аннотация
В статье рассмотрен метод управления стратегией высшего учебного заведения. Метод базируется на использовании сбалансированной системы показателей как технологии, помогающей представить стратегию организации в виде взаимосвязанных индикаторов деятельности. Это позволяет измерить эффективность выбранной стратегии и ход ее реализации.
Авторами подробно рассматриваются все этапы внедрения и реализации ССП, начиная со стратегического анализа вуза, заканчивая формированием отчетов о выполнении стратегии и предоставлении их для анализа со стороны руководства. Также акцентируется внимание на том, что на этапе формирования стратегии ряд бизнес-процессов организации подлежит изменению, и в интересах любой организации проводить эти изменения в управляемых условиях.
Работа вуза происходит с использованием технологий Web 2.0., что нашло свое отражение и в работе над построением сбалансированной системы показателей, а также в дальнейшей поддержке работ по выполнению и анализу стратегии.
В статье отражены последние достижения в области внедрения сбалансированной системы показателей в одном из коммерческих вузов Москвы, опыт которого может быть полезен как образовательным учреждениям, так и любым предприятиям и организациям, в которых внедряется процессный подход, а также работа которых строится с использованием коллаборативных технологий.
Авторами подробно рассматриваются все этапы внедрения и реализации ССП, начиная со стратегического анализа вуза, заканчивая формированием отчетов о выполнении стратегии и предоставлении их для анализа со стороны руководства. Также акцентируется внимание на том, что на этапе формирования стратегии ряд бизнес-процессов организации подлежит изменению, и в интересах любой организации проводить эти изменения в управляемых условиях.
Работа вуза происходит с использованием технологий Web 2.0., что нашло свое отражение и в работе над построением сбалансированной системы показателей, а также в дальнейшей поддержке работ по выполнению и анализу стратегии.
В статье отражены последние достижения в области внедрения сбалансированной системы показателей в одном из коммерческих вузов Москвы, опыт которого может быть полезен как образовательным учреждениям, так и любым предприятиям и организациям, в которых внедряется процессный подход, а также работа которых строится с использованием коллаборативных технологий.
29-31 313
Аннотация
Комплекс аналитических процессов бенчмаркинга в университетское-промышленных связях на любой территории исходит из идеи создания оптимального алгоритма. Результаты применения этих процессов могут быть отражены на региональных интернет-порталах.
32-35 313
Аннотация
В статье представлены результаты социологического опроса экспертов, представителей исполнительной власти и руководителей вузов Кемеровской области, по вопросам формирования региональной системы социально-экономической поддержки высшей школы. Рассматриваются основные направления поддержки, причины ее предоставления, социальные параметры результативности данной помощи и перспективы развития.
36-42 291
Аннотация
Повышение качества подготовки студентов требует обновления технологий работы преподавателей. Предложен метод развития студента, заключающийся в переходе от наполнения его знаниями к направленному приращению компетенции путем побуждения интенсификации мозговой деятельности и системного контроля ее эффективности, отличающийся возможностью доведения лекционного курса до категории «рыночного продукта повышенного спроса» и позволяющий в короткие сроки существенно повышать деловой потенциал будущего инженера и формировать интерес к дальнейшему самостоятельному развитию личной квалификации. Показана продуктивность работы по развитию студентов описанным методом. Содержится призыв к разработке преподавателями своих собственных интересных технологий реализации метода развития студентов.
43-51 363
Аннотация
В статье рассматривается модель исследовательских компетенций, необходимых для научно-исследовательской работы. На основе компетентностно-деятельностного подхода авторы выделяют общие (инструментальные, межличностные и личностные) и профессиональные (общепрофессиональные и специальные) компетенции личности специалиста. Данные компетенции анализируются на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях системы образования. Разрабатываемая модель исследовательских компетенций рассматривается как основа для создания системы управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе.
52-55 350
Аннотация
Взяв за основу измерение эффективности процесса научного исследования и исследовательской работы в вузах, автор предлагает объединить принципы повторения жизненного цикла новой идеи от научного исследования и исследовательской работы до вступления и более поздннего смешения с измерением экономической эффективности.
56-65 351
Аннотация
В работе обсуждаются результаты опроса экспертов - докторов наук, профессоров, имеющих практический опыт подготовки и аттестации научных кадров - по проблемам совершенствования аспирантских программ, выявлению ключевых факторов и критериев эффективности и качества подготовки аспирантов. Значительное внимание уделено изучению точек зрения респондентов, представляющих различные научные дисциплины.
66-71 338
Аннотация
Одной из актуальных задач вузовского управления сегодня является разработка и использование строгих количественных критериев для оценки деятельности научно-педагогических работников и научно-образовательных структурных подразделений, вузов и научных учреждений в целом. Как правило, в этих целях используются различные рейтинги, существенными недостатками которых являются субъективизм в назначении весов показателей и отсутствие сведений о принадлежности объектов к множеству Парето. Разработан и апробирован более объективный метод сравнительной оценки (рейтинга) научно-образовательной деятельности работников и структурных подразделений, который может быть использованы в практике, в частности, управления персоналом и структурными подразделениями вуза.
72-78 313
Аннотация
Совместные образовательные программы, которые в последние годы стали заметным явлением в деятельности университетов многих стран, несомненно, обогатили российскую систему высшего образования. В настоящей статье предлагается типология совместных образовательных программ (СОП), а также анализ их возможного применения в управленческих задачах. Этот анализ позволяет лучше понять некоторые процессы структурных изменений, происходящие в высшей школе. СОП, как инструмент программной интеграции университетов, может стать не только существенным дополнением к процессам институциональных изменений, но в ряде случаев и их альтернативой.
82-85 357
Аннотация
Предлагаемая вашему вниманию рубрика подготовлена редакцией электронного реферативно-
го журнала (ЭРЖ) «Организация и управление в системе высшего образования».
В рубрике представлены рефераты статей и аннотации книг, публикуемых ведущими зарубеж-
ными практиками и исследователями, а также рефераты отчетов научно-исследовательских, инфор-
мационных и других проектов в области университетского управления.
Полная версия ЭРЖ размещена на сайте www.jaum.ru, где каждые три месяца происходит
обновление коллекции реферативных материалов, объединенных в 10 рубрик: стратегическое уп-
равление вузом, организационная структура и оперативное управление в вузе, социальная система
вуза, управление образовательной деятельностью, управление научно-исследовательской и иннова-
ционной деятельностью, управление качеством, управление финансами и т. д.
Доступ к материалам ЭРЖ является свободным для всех пользователей.
го журнала (ЭРЖ) «Организация и управление в системе высшего образования».
В рубрике представлены рефераты статей и аннотации книг, публикуемых ведущими зарубеж-
ными практиками и исследователями, а также рефераты отчетов научно-исследовательских, инфор-
мационных и других проектов в области университетского управления.
Полная версия ЭРЖ размещена на сайте www.jaum.ru, где каждые три месяца происходит
обновление коллекции реферативных материалов, объединенных в 10 рубрик: стратегическое уп-
равление вузом, организационная структура и оперативное управление в вузе, социальная система
вуза, управление образовательной деятельностью, управление научно-исследовательской и иннова-
ционной деятельностью, управление качеством, управление финансами и т. д.
Доступ к материалам ЭРЖ является свободным для всех пользователей.
ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)
ISSN 1999-6659 (Online)