Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 1 (2009)
 
7-16 122
Аннотация
На примере Нижегородского государственного университета обсуждается роль классических университетов как базы для формирования национальных исследовательских университетов.
 
16-22 115
Аннотация
В статье определены основные критерии, которым должен удовлетворять исследовательский университет. Одна из важнейших задач исследовательского университета состоит в развитие механизмов и инфраструктуры договорной и институциональной интеграции научно-образовательной деятельности с отраслевыми и академическими НИИ.
Рассмотрено влияние национального исследовательского университета, важнейшего элемента национальной инновационной системы, на социально-экономическое развитие региона, профильных отраслей промышленности и системы профессионального образования.
Приведен перечень показателей оценки текущего состояния вуза, на котором должно базироваться конкурсное предложение вуза, претендующего на статус исследовательского. Обозначены системные эффекты и ожидаемые результаты реализации программы создания национальных исследовательских университетов.
 
22-30 144
Аннотация
Анализируется мировой опыт создания и развития исследовательских университетов, их критерии и роль в системах высшего образования США и Европы. Рассматривается опыт категорирования вузов в России, основные задачи, характеристики и критерии будущих национальных исследовательских университетов. Приводятся уже используемые университетами г. Томска концепции их развития как вузов инновационного (ТПУ) и исследовательского (ТГУ) типов. Обсуждаются возможные пути создания национальных исследовательских университетов в России, в том числе идея формирования консорциумов ведущих вузов, которая успешно реализуется за рубежом.
 
31-44 113
Аннотация
В статье обсуждаются риски и проблемы, которые могут и реально тормозят процесс модернизации системы высшего профессионального образования России, в т.ч., на примере опыта реализации Программы развития Южного федерального университета. Они связаны, с одной стороны, с несовершенством существующей законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений образования и науки, с другой, отсутствием опыта эффективной реализации крупных национальных проектов как на федеральном и региональном уровне, так и собственно вузовском, и, наконец, развернутой программы действий в этом направлении. На основании проделанного анализа, предлагается ряд принципиальных подходов к определению места и роли федеральных и национальных исследовательских университетов, путей модернизации отечественной системы высшего образования в целом.
 
45-63 209
Аннотация
В статье анализируются основные модели организации управления образованием в развитых странах. Рассматриваются подходы к сравнению различных моделей управления, их особенности и оцениваются их характеристики. Определяются перспективы применения этих моделей и проблемы их реализации.
 
64-69 81
Аннотация
В данной статье приводится обзор лучших практик реализации образовательных программ технологического предпринимательства в университетах. В работе использованы материалы научно-исследовательского проекта «Инновационно-технологическое предпринимательство в классическом университете: методика и технология преподавания», реализованного в Казанском государственном университете в 2008 г. в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Результаты проведенного анализа могут представлять интерес для российских вузов, планирующих разработку программ подготовки кадров для наукоемкого бизнеса.
 
70-73 111
Аннотация
Расширение рынка образовательных услуг и наличие большого количества государственных и негосударственных вузов, имеющих одинаковый профиль, вызывают у потребителя законный интерес в выборе лучшего. Последовала адекватная реакция научно-образовательного сообщества, что дало начало развитию новому направлению в оценочной деятельности - общественной и профессиональной аккредитации. По замыслу организаторов нового вида аккредитации, повышение рисков для потребителей образовательных услуг компенсируется гарантиями, предоставляющими регулирующими органами, в лице Рособрнадзора и Росаккредагентства, и негосударственными Аккредитационными агентствами. Последние, в свою очередь, гарантируют вузам, что процесс проведения общественно-профессиональной аккредитации поможет им улучшать свое качество, а значит, качество образования должно будет неуклонно повышаться.
 
74-78 119
Аннотация
В статье раскрывается содержание деятельности студенческого самоуправления вуза, показана ее взаимосвязь с учебной и научной деятельностью, уделяется внимание формам, методам, а также структуре. Рассматривается состояние и современная модель студенческого самоуправления и его сущностные особенности в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева.
Студенческое самоуправление является ключевым звеном управления внеучебной сферой деятельности вуза. Наличие структур студенческого самоуправления, обладающих правами и ответственностью за результаты работы, позволяет решать задачи внеучебной деятельности наиболее эффективно. От рациональной организации и эффективного управления этой сферой деятельности высших учебных заведений зависит формирование и развитие качеств, помогающих студентам адаптироваться к профессиональной деятельности внутри и вне вуза и соответствовать современным социально-экономическим требованиям.
 
79-83 135
Аннотация
Стратегическое управление университетом невозможно без учета, как показателей внутренней деятельности, так и определяющих факторов внешней среды. Эффективным инструментом информационной поддержки процесса принятия управленческих решений являются технологии Business Intelligence. В статье рассказывается об опыте практического применения данных технологий в Московском авиационном институте.
 
84-91 119
Аннотация
Проведенное исследование образа «идеального ВУЗа» в глазах аффективно лояльных и нелояльных потребителей образовательных услуг показало существование единого образа ВУЗа у лояльных потребителей и отсутствие единого сформированного образа «идеального ВУЗа» у нелояльных потребителей. В качестве потребителей образовательных услуг были опрошены абитуриенты и их родители. Для исследования привлекались респонденты четырех ВУЗов г. Набережные Челны. Обработка и интерпретация результатов анкетирования респондентов проводилась с использованием метода факторного анализа. Результаты исследования говорят о необходимости изменения программы брендинга ВУЗа и открывают ее новое содержание.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)