Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2017)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

5-15 60
Аннотация
В статье представлены результаты сопоставления целей и задач действующих стратегий социально-экономического развития с целями и задачами программ развития образования субъектов Российской Федерации СевероЗападного федерального округа. Сопоставление показало, что в ряде регионов стратегические задачи развития, относящиеся к системам образования, не находят должного отражения в задачах региональных программ развития образования и результатах их реализации, что указывает на необходимость совершенствования методологии разработки документов такого рода. Представленные результаты могут быть использованы органами власти и управления при подготовке проектов программ социально-экономического развития и развития образования.
16-29 27
Аннотация
Работа имеет философско-методологический характер и направлена на осмысление содержания фаз развития общества и соответствующих трансформаций университетов. В качестве инструмента анализа используются философские категории «деятельностное - социальное - антропологическое». Представлены характеристики четырех поколений университетов, соответствующих различным фазам развития общества: доиндустриальной - Университет 1.0; индустриальной - Университет 2.0; постиндустриальной - Университет 3.0; когнитивной - Университет 4.0. Переходы от одного поколения университетов к другому анализируются с помощью схемы «преодоление - полагание - развертывание» форм деятельности, сознания и мышления, картин мира, институциональных форм и др. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации - как аспект разворачивающегося постиндустриального перехода. Обсуждаются особенности университета когнитивной фазы - Университета 4.0. Полученные результаты позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективы развития университетов. Данная статья является второй в серии публикаций, где представлены философско-методологические основания анализа трансформаций университета как социального института, характеристики поколений университетов, описание контуров Университета 4.0.
30-40 26
Аннотация
В статье сформулированы задачи по повышению конкурентоспособности, стоящие перед ведущими вузами Российской Федерации, и представлен опыт Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) по разработке долгосрочной программы повышения конкурентоспособности в приоритетных направлениях среди ведущих научно-образовательных центров России и зарубежных стран. Определены конкурентные преимущества ПНИПУ и приоритетные научно-образовательные направления. Основой успешного развития станут профессиональные и творческие научно-педагогические работники, управленцы, а также талантливые и мотивированные на получение инженерного образования обучающиеся. Рассмотрены конкретные механизмы достижения стратегических целей по основным направлениям: модернизация образовательной и научной деятельности, формирование инновационной экосистемы, развитие кадрового потенциала, создание эффективной системы управления вузом и программой развития, совершенствование социокультурной сферы. Представлены основные принципы становления открытого университета, формирования имиджа ПНИПУ как признанного российского и мирового центра по разработке технологий наукоемкого производства, освоения недр и околоземного пространства. Дается предварительная оценка социально-экономических эффектов, возникающих в ходе реализации новой программы развития вуза. В статье рассмотрены лучшие отечественные и зарубежные практики по повышению глобальной конкурентоспособности университетов, адаптированные для национального исследовательского университета инженерного профиля. Большое внимание в работе уделяется вопросу формирования современной системы управления университетом, обеспечивающей интенсивное развитие вуза в условиях ограниченности имеющихся ресурсов. Статья может быть полезна руководству других университетов России при разработке или актуализации стратегий и программ развития.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ

41-51 46
Аннотация
Статья посвящена анализу основных тенденций и аспектов взаимодействия территорий (регионов, городов) и университетов как субъектов процесса привлечения иностранных студентов. В статье сформулированы основные социально-экономические эффекты и факторы привлечения иностранных студентов в регионы (отдельно взятые территории стран). На основе трансформации треугольника координации Б. Кларка авторами описана региональная модель системы привлечения иностранных студентов в виде: региональная власть - региональный бизнес - региональное академическое сообщество, и выделены наиболее существенные параметры, определяющие ее эффективность с учетом интересов, усилий всех основных групп региональных стейкхолдеров. Данная модель представлена на примере одного из субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан) и Казанского федерального университета.
52-62 31
Аннотация
В статье представлены результаты исследования международной образовательной деятельности российских вузов. Цели исследования: выделить группы вузов, имеющих близкие показатели международной образовательной деятельности по ряду направлений (на основе кластерного анализа данных), и по каждому из выделенных кластеров проанализировать характеристики вузов (состав иностранных учащихся, размер вуза, специализация, территориальное расположение, уровень селективности вуза, интернационализация научно-педагогического состава и исследовательской деятельности). В выборку исследования вошел 301 вуз из всех округов Российской Федерации. Был проведен иерархический агломеративный кластерный анализ по следующим показателям: интернационализация состава учащихся, развитие входящей международной академической мобильности, интернационализация образовательных программ, интернационализация дохода вуза от образовательной деятельности, уровень оплаты обучения иностранных учащихся и коммерциализация обучения иностранных учащихся. Кластерный анализ выявил пять групп вузов со сходными характеристиками, которым присвоены условные названия: «лидеры-интернационализаторы», «лидеры», «рекрутеры», «новички», «аутсайдеры». Кластеры имеют четко идентифицируемый профиль, но значительно различаются по числу вузов. Лишь 14 % вузов выборки вошли в кластеры, демонстрирующие сравнительно высокие достижения. Остальные вузы отнесены к «новичкам» или «аутсайдерам». Исследование показало, что большинство вузов диверсифицируют состав иностранных учащихся, реализуя как основные, так и дополнительные образовательные программы, предлагая различные формы обучения гражданам разных стран. Размер вуза не определяет состояние его международной образовательной деятельности. В каждом кластере есть как вузы с численностью студентов менее 1000, так и крупные вузы, в которых обучается несколько тысяч студентов. В кластеры с высокими показателями входят преимущественно многопрофильные вузы, предлагающие широкий спектр образовательных услуг для иностранных потребителей. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют по показателям международной образовательной деятельности. Вузы в кластерах с хорошими показателями международной образовательной деятельности имеют наиболее высокий уровень селективности при отборе абитуриентов, высокую численность иностранных научно-педагогических работников и высокий показатель международного цитирования научных публикаций сотрудников вузов. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку позволяют составить общее представление о текущем состоянии и основных направлениях международной образовательной деятельности в российских вузах. Предложенная классификация вузов может служить основой для анализа собственной позиции вуза на международном образовательном рынке и корректировки стратегических планов по завоеванию и укреплению позиций в различных сегментах этого рынка. Представленная в статье классификация не отражает все многообразие путей поиска российскими вузами возможностей развития и расширения международной образовательной деятельности. В то же время результаты исследования позволяют выявить некоторые общие модели поведения российских вузов на международном образовательном рынке. Необходимы дальнейшие исследования международной образовательной деятельности российских вузов, которые позволят более подробно проанализировать текущее состояние и основные направления ее развития за последние годы.

ЭКОНОМИКА УНИВЕРСИТЕТОВ

63-79 17
Аннотация
Целью статьи является исследование характеристик, влияющих на стоимость образовательных услуг университетов и селективность приема, измеренную минимальным проходным баллом. Используется статистика по 9600 программам бакалавриата в 2010 г., собранная порталом «Российское образование» (РО), для того, чтобы определить, какие характеристики региона, населенного пункта, специальности и университета определяют проходные баллы и стоимость обучения. Используя общую линейную модель (general linear model), мы делаем выводы о том, что: а) большая часть вариации в ценах определяется характеристиками университета (локализация, возраст, размер), чем специальности; б) в значительной степени вариация определяется уровнем цен в регионе, причем в регионах с более высокими зарплатами (например, Москва) цены значительно превосходят плату в бедных регионах по номиналу, но в бедных регионах плата за обучение значительно выше относительно средних доходов; в) большие города имеют значительные преимущества перед малыми; г) также важными факторами, определяющими цену, являются размер университета и число студентов на программе; д) при этом возраст университета и академическая сила, измеренная долей преподавателей с высшими степенями, выступающие основными определяющими статус университета переменными в американской литературе, практически незначимы. Далее анализируется распределение минимальных проходных баллов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по тем же программам. Результаты ЕГЭ сильнее варьируются по специальности, чем в зависимости от характеристик вуза, хотя те же характеристики вуза оказываются значимыми и здесь, с двумя важными отличиями: (1) при контроле по размеру города хорошее экономическое положение региона снижает проходные баллы в нем; (2) академическая сила становится статистически значимой. Мы интерпретируем это как результат того, что исходящие образовательные миграции сильнее затрагивают относительно благополучные региона страны и что академически успешные студенты ориентируются на научные достижения университета. Ограничением исследования является использование в нем данных только о государственных вузах за исключением филиалов. В целом результаты показывают, что шансы вузов в конкуренции за прибыли и таланты на рынке образовательных услуг во многом определяются характеристиками, находящимися не под контролем университетской администрации. Основные практические выводы касаются принятой сегодня Министерством оценки эффективности вузов: большинство индикаторов, прямо или косвенно зависящих от студенческого спроса, находятся под сильным и не всегда очевидным влиянием контекстуальных факторов.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ИССЛЕДОВАНИЯХ

80-87 14
Аннотация
Представленная статья «Программно-проектные технологии управления комплексом междисциплинарных исследований в образовательных организациях» является исследовательской. Цель написания статьи - рассмотреть особенности применения программно-проектных технологий управления комплексом междисциплинарных исследований в образовательных организациях. В статье рассмотрены основные подходы к определению специфики междисциплинарных проектов, роль университетов в системе экономического развития страны, особенность применения программно-проектных технологий. На опыте Южного федерального университета представлены результаты их использования в управлении комплексом междисциплинарных исследований. В результате исследования сформировано представление о механизмах и инструментах проектного управления процессом конвергенции междисциплинарных исследований и разработок. Выявлены и представлены основные формы и механизмы применения программно-проектных технологий управления в образовательной организации. Систематизированы и обоснованы практики применения программно-проектных технологий управления комплексом междисциплинарных исследований и разработок в организации по материалам Южного федерального университета. В ходе исследования удалось получить ряд результатов, обладающих признаками научной новизны: доказана целесообразность применения программно-проектных технологий для управления междисциплинарными проектами, обоснована роль университетов в интенсификации конвергентности исследований и разработок, определены инструменты управления междисциплинарными проектами (на примере Южного федерального университета).
88-95 14
Аннотация
В работе обсуждается проблема междисциплинарности образования как отражение междисциплинарности социальной и профессиональной деятельности. Рассматривается междисциплинарность (трансдисциплинарность) университетского и инженерного образования, формирование на междисциплинарной основе магистерских программ различной направленности. Подчеркивается особая роль выбора инструментария и механизмов достижения междисциплинарности образовательных программ. Анализируются особенности создания системы оценивания междисциплинарных образовательных программ, проведения итоговой государственной аттестации, которая включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

96-107 16
Аннотация
Статья носит проблемный характер и посвящена современному состоянию и тенденциям изменения роли вузов в социально-экономическом развитии региона. Экономический кризис, сопровождающийся санкциями западных государств, обострил ситуацию в региональных экономиках, в которых университеты традиционно играли значительную роль как в плане кадрового обеспечения, так и (особенно в последние годы) в плане инновационного развития. Проблема эффективности вузов во взаимодействии с реальным сектором экономики вновь стала во главе в связи с модернизацией высшей школы. В рамках гранта Российского научного фонда «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности» были проведены экспертные опросы руководителей и научно-педагогических работников вузов, в том числе по проблемам взаимодействия университетов с предприятиями региона. По результатам опросов был обнаружен ряд разрывов и ограничений эффективности вузов в этой сфере, обусловленных как инерционностью деятельности университетов, так и противоречиями интересов субъектов социально-экономического развития регионов. В статье выявлены ключевые трудности взаимодействия вузов с предприятиями и предложены решения по их преодолению.
108-114 65
Аннотация
В работе приводятся результаты анализа информационного обеспечения российской системы образования в целом и системы высшего образования, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Подготовка информационно-аналитических материалов, содержащих сравнительную оценку состояния образовательных систем и образовательных организаций, потребовала использования информационных ресурсов, размещенных на различных источниках: сайтах Минобрнауки России, Росстата, вузов и органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В ходе выполнения работ был выявлен ряд проблем, связанных с получением и использованием требуемой информации, что стало основанием проведения анализа и подготовки предложений по их устранению. Для подготовки предложений по совершенствованию информационного обеспечения предварительно были систематизированы требования к информационным ресурсам, изложенные в действующих нормативных правовых документах. Результаты изучения информационных источников в контексте этих требований позволили сделать вывод о неполном соответствии информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности вузов, требованиям «открытости и общедоступности», и сформулировать проблемы использования информации для подготовки аналитических материалов о состоянии системы образования, ее подсистем и элементов. Проведенный анализ позволил сформулировать предложения о совершенствовании информационного обеспечения в части унификации структуры и форматов хранения информации, а также интерфейсов доступа, адаптированных к потребностям основных целевых групп пользователей.
115-125 13
Аннотация
Цель данной исследовательской статьи - выявление гендерных особенностей управленческого потенциала университета на основе анализа положения женщин-руководителей в системе внутривузовского управления, определение направлений и практических рекомендаций по его развитию. Объектом выступили учреждения высшего образования Российской Федерации. Предметом исследования являются женщины, занимающие руководящие должности в российских вузах. В результате исследования отмечено, что в сфере высшего образования прослеживается тенденция вертикального влияния признака пола. В университетах, так же, как и в структурах власти, на производстве и в бизнесе, женщины имеют в управлении меньше влияния, чем мужчины. Несмотря на это, доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечается на всех внутривузовских управленческих должностях, а именно: на должностях деканов факультетов - на 18 %, на должностях проректоров и заведующих кафедрами - на 15 %, на ректорских должностях - на 8 %, что позволяет говорить об активизации вовлечения женщин в процессы управления вузами. Установлено, что необходимым условием повышения роли женщин во внутривузовской управленческой деятельности является формирование у них управленческого потенциала, который выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей, обусловленный накопленными управленческими ресурсами (качествами и свойствами), степенью актуализации имеющихся управленческих возможностей (мотивов и способностей) и наличием управленческих резервов, создающих предпосылки для возможной реализации в будущем. Достижение гендерного равенства в управлении высшей школой требует научного обеспечения, определяет необходимость и перспективность осуществления специальных гендерных исследований. Новизна и оригинальность настоящей статьи заключается в четко выраженном гендерном аспекте исследования проблемы развития управленческого потенциала российского университета. Проанализировано положение женщин-руководителей и выявлены особенности представительности женщин в системе внутривузовского управления. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в ней предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

126-137 16
Аннотация
В статье представлен обзор существующих типологий российских вузов. В последние несколько лет наблюдается значительный интерес к данной проблеме, который вызван текущими изменениями в сфере высшего образования в России. Сюда относится и введение ЕГЭ (Единого государственного экзамена), и переход на двухуровневую модель, и повсеместное внедрение в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов и др. Эти изменения так или иначе отражаются на всех сферах жизни общества. Это, в свою очередь, порождает необходимость более эффективной работы вузов разных типов, которые отвечали бы запросам всех слоев населения. Выделение групп образовательных организаций по их значению для макрорегиона является целью типологии вузов. Поэтому существенная практическая значимость типологии заключается в том, что она должна, в частности, способствовать принятию правильных управленческих решений в сфере высшей школы. Таким образом, целью данной статьи является изучение существующих типологий вузов и возможностей применения таких типологий в российском образовательном пространстве. Представленный в статье обзор построен на анализе отечественных разработок типологий вузов, появившихся после 2012 г. Исходя из того что в различных международных образовательных системах существуют свои типологии [1], наша может дополнить зарубежный опыт с учетом российской специфики. Анализ типологий российских вузов, приведенный в статье, строится на методологическом подходе нелинейного развития современного российского высшего образования [2, 3]. Нелинейная модель высшего образования предполагает наличие тесных сетевых взаимодействий между вузами, относимыми к разным типам. В соответствии с моделью все субъекты образовательного пространства должны взаимодействовать в горизонтальной плоскости. Вот почему возникает необходимость в принципиально новой типологии вузов, которая даст возможность охарактеризовать национальное образовательное пространство как совокупность макрорегиональных образовательных систем, каждая из которых на своей территории эффективно функционирует в горизонтальной плоскости. Под макрорегионами мы понимаем федеральные округа, под регионами - субъекты федерации. Вместе с тем российское образование - это совокупность множества образовательных систем, практически автономных кластеров. В связи с этим любая типология, примененная ко всему российскому образовательному пространству, будет иметь массу ограничений. Поэтому в статье мы будем говорить о возможностях применения типологий к образовательному пространству на примере одного из макрорегионов - Уральского федерального округа. Его выбор был обусловлен географическими, экономическими, социальными и культурными особенностями. Новизна исследования заключается в использовании существующих подходов к типологизации вузов и их типологии для анализа макрорегиональной образовательной системы Уральского федерального округа. Наложение существующих типологий вузов на макрорегиональное образовательное пространство показало, что все они на сегодняшний день плохо применимы, так как отражают линейный характер дифференциации вузов в России, в то время как новые реалии требуют нелинейного подхода. Результатом предложенного обзора является формирование базы данных для разработки авторской системы критериев и соответствующих им типологий, которые могли бы эффективно работать на макрорегиональное образовательное пространство.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)