Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Полный текст:

Аннотация

Цель данной исследовательской статьи - выявление гендерных особенностей управленческого потенциала университета на основе анализа положения женщин-руководителей в системе внутривузовского управления, определение направлений и практических рекомендаций по его развитию. Объектом выступили учреждения высшего образования Российской Федерации. Предметом исследования являются женщины, занимающие руководящие должности в российских вузах. В результате исследования отмечено, что в сфере высшего образования прослеживается тенденция вертикального влияния признака пола. В университетах, так же, как и в структурах власти, на производстве и в бизнесе, женщины имеют в управлении меньше влияния, чем мужчины. Несмотря на это, доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечается на всех внутривузовских управленческих должностях, а именно: на должностях деканов факультетов - на 18 %, на должностях проректоров и заведующих кафедрами - на 15 %, на ректорских должностях - на 8 %, что позволяет говорить об активизации вовлечения женщин в процессы управления вузами. Установлено, что необходимым условием повышения роли женщин во внутривузовской управленческой деятельности является формирование у них управленческого потенциала, который выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей, обусловленный накопленными управленческими ресурсами (качествами и свойствами), степенью актуализации имеющихся управленческих возможностей (мотивов и способностей) и наличием управленческих резервов, создающих предпосылки для возможной реализации в будущем. Достижение гендерного равенства в управлении высшей школой требует научного обеспечения, определяет необходимость и перспективность осуществления специальных гендерных исследований. Новизна и оригинальность настоящей статьи заключается в четко выраженном гендерном аспекте исследования проблемы развития управленческого потенциала российского университета. Проанализировано положение женщин-руководителей и выявлены особенности представительности женщин в системе внутривузовского управления. Отличие исследования от других подобных работ состоит также и в том, что в ней предложены и обоснованы меры, нацеленные на эффективное формирование, реализацию и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях.

Об авторах

С. Д. Резник
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия


С. Н. Макарова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия


О. А. Сазыкина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия


Список литературы

1. Труд и занятость в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. M.: [Федеральная служба государственной статистики], 2015. 274 с.

2. Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России: Сб. материалов / сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М.: МАКС Пресс, 2008. 250 с.

3. Матюшина Ю. Б. Статистическое исследование социальных проблем высшей школы: гендерный подход: дис.. к. э. н. Воронеж, 2006. 241 с.

4. Женщины и мужчины России. 2014: стат. сб. / Росстат. M.: [Федеральная служба государственной статистики], 2014. 217 с.

5. Женщины и мужчины России: крат. стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике. М.: [Госкомстат России], 2000. 110 с.

6. Макарова С. Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления: проблемный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2014. № 1. С. 85-89.

7. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия. URL: http://www.undp.ru/Gender_MDG_rus.pdf (дата обращения: 11.10.2016).

8. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. М.: ИНФРА-М, 2016. 193 с.

9. Российский статистический ежегодник: 2015: Стат. сб. / Росстат. М.: [Федеральная служба государственной статистики], 2015. 728 с.

10. Россия в цифрах: 2016: крат. стат. сб. / Росстат. M.: [Федеральная служба государственной статистики], 2016. 543 с.

11. Женщины и мужчины России. 2006: стат. сб. / Росстат. М.: [Федеральная служба государственной статистики], 2007. 255 с.

12. Женщины и мужчины России. 2010: стат. сб. / Росстат. М.: [Федеральная служба государственной статистики], 2010. 283 с.

13. Пятов А. П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе: дис.. к. с. н. Н. Новгород, 2004. 154 с.

14. Грязнова А. «Ректор - слово мужского рода» [Электронный ресурс]. URL: http://www.blikimag.ru/journal/2005/2005-3/211.html (дата обращения: 13.10.2016).

15. Макарова С. Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления. М.: ИНФРА-М, 2017. 178 с.

16. Резник С. Д., Игошина И. А. Карьерный менеджмент. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2016. 240 с.

17. Основы предпринимательской деятельности / С. Д. Резник, И. В. Глухова, Н. А. Назарова, А. Е. Черницов; под общ. ред. С. Д. Резника. 3-е изд, пере-раб. М.: ИНФРА-М, 2014. 224 с.

18. Резник С. Д., Черниковская М. В. Формирование организационной культуры в студенческой среде. Пенза: ПГУАС, 2012. 268 с.

19. Персональный менеджмент / С. Д. Резник, В. В. Бондаренко, Ф. Е. Удалов, И. С. Чемезов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. 592 с.

20. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности менеджера. М.: ИНФРА-М, 2014. 224 с.

21. Менеджмент в домашнем хозяйстве / С. Д. Резник, В. А. Бобров, Н. Ю. Егорова. 3-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 461 с.

22. Резник С. Д., Макарова С. Н. Менеджмент: технологии профессионального продвижения женщин в менеджменте и бизнесе. 2-е изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с.


Для цитирования:


Резник С.Д., Макарова С.Н., Сазыкина О.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(1):115-125.

For citation:


Reznik S.D., Makarova S.N., Sazykina O.A. GENDER FEATURES OF ADMINISTRATIVE BUILDING OF A RUSSIAN UNIVERSITY. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(1):115-125. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)