Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

УНИВЕРСИТЕТ 4.0: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:

Аннотация

Работа имеет философско-методологический характер и направлена на осмысление содержания фаз развития общества и соответствующих трансформаций университетов. В качестве инструмента анализа используются философские категории «деятельностное - социальное - антропологическое». Представлены характеристики четырех поколений университетов, соответствующих различным фазам развития общества: доиндустриальной - Университет 1.0; индустриальной - Университет 2.0; постиндустриальной - Университет 3.0; когнитивной - Университет 4.0. Переходы от одного поколения университетов к другому анализируются с помощью схемы «преодоление - полагание - развертывание» форм деятельности, сознания и мышления, картин мира, институциональных форм и др. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации - как аспект разворачивающегося постиндустриального перехода. Обсуждаются особенности университета когнитивной фазы - Университета 4.0. Полученные результаты позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективы развития университетов. Данная статья является второй в серии публикаций, где представлены философско-методологические основания анализа трансформаций университета как социального института, характеристики поколений университетов, описание контуров Университета 4.0.

Об авторах

В. С. Ефимов
Сибирский федеральный университет
Россия


А. В. Лаптева
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 146-158.

2. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 576 с.

3. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв.: Учебное пособие. Воронеж: ВГПИ, 1973. 157 с.

4. Щедровицкий П. Г. Повестка дня 2010-х. Цикл лекций (2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180 (дата обращения: 08.09.2016).

5. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ Российской Федерации. Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Санкт-Петербург, 2005. 127 с.

6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2010. 784 c.

7. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 35-41.

8. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.

9. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива. М.: Путь, 1995. 215 с.


Для цитирования:


Ефимов В.С., Лаптева А.В. УНИВЕРСИТЕТ 4.0: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(1):16-29.

For citation:


Efimov V.S., Lapteva A.V. PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(1):16-29. (In Russ.)

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)