№ 6 (2006)
7-10 181
Аннотация
Статья посвящена основным задачам инновационного развития российских университетов в условиях переосмысления места и роли высшего образования сегодня. На основе конкурсных проектов вузов-победителей представлен анализ основных направлений инновационной деятельности ведущих российских образовательных корпораций.
11-16 254
Аннотация
В статье рассматривается роль университетов как интегрирующих институтов общества и на примере Томского государственного университета анализируется модель исследовательского университета как наиболее успешная в решении задач интеграции. Подробно представлена Инновационная программа ТГУ, реализуемая посредством научно-образовательных проектов.
16-24 261
Аннотация
В статье описана концепция и архитектура нового поколения корпоративной информационной системы управления университетом, которая учитывает стратегические цели и задачи управления учебными, образовательными и инновационными процессами университета в условиях современной рыночной экономики России.
25-31 215
Аннотация
Российские вузы используют метод рейтинговой оценки деятельности кафедр и факультетов университета. Благодаря этому появляется большое количество показателей, которые, как правило, усиливают некоторые, наиболее важные, оценочные критерии. В статье рассматривается опыт Сибирского университета потребительской кооперации (Новосибирск) в выборе наиболее информативных показателей для формальной рейтинговой оценки деятельности университетских кафедр.
30-37 225
Аннотация
Данная статья представляет собой анализ двух моделей университетской самооценки. Идея второго подхода была предложена Тито Конти. Он ориентирован на достижение стратегических приоритетов университета и может стать реальным механизмом для повышения качества высшего образования в ВУЗах.
40-45 318
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме качества образовательных услуг, а также методикам рейтингования как широко используемому виду оценки деятельности вузов. Автр анализирует недостатки методик и предлагает пути их совершенствования.
46-52 232
Аннотация
В данной статье качество обучения рассматривается с позиции оценки качества работы научно-педагогических работников. Представлены критерии оценки преподавательского труда, сложившиеся в российских, зарубежных вузах и среди работодателей.
53-57 241
Аннотация
В статье рассмотрены различные типы систем расчёта рейтингов, которые применяются в вузах страны для оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. Основное внимание уделено следующему вопросу: действительно ли применяемые схемы свертывания показателей работы позволяют получить справедливую рейтинговую оценку? Иначе говоря, всегда ли более высокий рейтинг получит тот, у кого объективно лучше показатели работы? При изучении этого вопроса использован опыт применения различных схем расчета внутривузовских рейтингов в Орловском государственном техническом университете.
58-63 228
Аннотация
В статье рассматриваются такие региональные аспекты инновационного развития как качество ресурсов учебных заведений, блок образовательных технологий, опирающийся на теоретические и методологические основы инновационного менеджмента. Анализируются факторы распространения инновации на региональном уровне, а также факторы, ограничивающие инновационные возможности в российской высшей школе.
64-70 502
Аннотация
В статье анализируется государственная политика в области кадров науки, проводившаяся в пост-советский период. Выделены три периода, различающиеся по подходам и мерам, направленным на восстановление кадрового баланса и привлечение молодых кадров в науку. Определяются факторы, необходимые для того, чтобы сфера науки была привлекательной областью деятельности.
71-78 257
Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции в стратегическом управлении финансовой деятельностью вуза в условиях изменения внешней и внутренней среды, выявляются принципы функционирования выпускающей кафедры как стратегической хозяйственной единицы, определяются направления трансформации системы бюджетирования вуза, а также предлагаются инструменты установления эффективных внутривузовских финансовых взаимоотношений. К последним, в частности, относятся внутренний аутсорсинг, трансфертное ценообразование, внутренний контроль и аудит эффективности использования ресурсов, применяемые с учётом специфики вуза.
79-84 243
Аннотация
В статье рассматриваются возможные направления развития дистанционного образования в России с учетом национальных приоритетов, оценка опыта по социальной поддержке граждан, а также анализ экономической деятельности института, как одной из составляющей развития материально-технической базы и совершенствования образовательного процесса.
85-89 260
Аннотация
Авторы рассматривают вопросы стимулирования труда сотрудников на уровне основного структурного подразделения вуза - кафедры. Предлагается методика расчетов величины внебюджетных стимулирующих доплат сотрудникам кафедры, учитывающая количество студентов, обучающихся на компенсационной основе, учебную нагрузку и вклад каждого сотрудника в результаты деятельности кафедры.
90-95 280
Аннотация
В статье проанализирована существующая в России нормативная база, определяющая базовые управленческие конструкции и механизмы, применяемые в российских учебных заведениях. Проведен сравнительный анализ правовых и управленческих конструкций, предлагаемых российским законодательством о коммерческих организациях, в том числе, о хозяйственных обществах и государственных предприятиях. Приведена принципиальная модель (схема) управления высшим учебным заведением, выявлены основные действующие лица и принципы взаимоотношений между ними.
96-100 234
Аннотация
Электронный реферативный журнал (ЭРЖ) Организация и управление в системе высшего обра-
зования публикует обзоры работ известных зарубежных авторов в области университетского управле-
ния. Здесь также можно ознакомиться с рефератами статей из ведущих зарубежных журналов по воп-
росам управления высшим образованием, аннотациями книг по актуальным вопросам развития выс-
шей школы, рефератами отчетов научно-исследовательских, информационных и других проектов в
области управления университетами.
ЭРЖ размещен на сайте www. jaum.ru, который, как и специальный портал по вопросам управле-
ния в образовании www. studiorum.ru, поддерживается лабораторией моделирования институциональ-
ных субъектов и процессов НИИММ им. Н. Г. Чеботарева Казанского государственного университета.
зования публикует обзоры работ известных зарубежных авторов в области университетского управле-
ния. Здесь также можно ознакомиться с рефератами статей из ведущих зарубежных журналов по воп-
росам управления высшим образованием, аннотациями книг по актуальным вопросам развития выс-
шей школы, рефератами отчетов научно-исследовательских, информационных и других проектов в
области управления университетами.
ЭРЖ размещен на сайте www. jaum.ru, который, как и специальный портал по вопросам управле-
ния в образовании www. studiorum.ru, поддерживается лабораторией моделирования институциональ-
ных субъектов и процессов НИИММ им. Н. Г. Чеботарева Казанского государственного университета.
ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)
ISSN 1999-6659 (Online)