Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 1 (2008)
 
7-10 38
Аннотация
Очевидна необходимость системного реформирования образовательного процесса в медицинских вузах РФ. Оно начато в рамках приоритетных национальных проектов. Одним из победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, стал Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).
В 2007 г. МГМСУ был начат экспериментальный проект, в рамках которого проделана следующая работа: повышение квалификации сотрудников, модернизация аудиторного фонда, закупка современного диагностического и обучающего оборудования, разработка нового оборудования, создание принципиально новых учебно-исследовательских, научных и клинических центров, создание принципиально новых учебников, учебных пособий и программ, а также коренная модернизация существующих. Это позволило принципиально уже сегодня продемонстрировать изменения в систему высшего медицинского образования
 
11-17 34
Аннотация
В статье проанализирован уникальный опыт развития высшей школы, основанный на интеграции образования и науки в региональном университетском комплексе Оренбургского государственного университета.
Определены основные принципы разработки стратегии региональных университетских комплексов, представлены перспективные направления их развития.
 
18-22 47
Аннотация
В качестве одного из подходов стратегического управления университетской деятельностью рассмотрен кластерный подход, сводящийся к построению шести возможных видов кластеров разного уровня. Приведен также пример миссии произвольной выпускающей кафедры.
 
23-32 39
Аннотация
Статья основана на результатах трех научно-исследовательских проектов последних лет, посвященных проблемам стратегического управления в отечественных вузах. В каждом из проектов была построена типология вузов в зависимости от преимущественного направления и результатов их развития. Это дало возможность определить степень соответствия деятельности организаций системы ВПО, а также их отдельных групп, выделенных в зависимости от профиля деятельности, региона и базового положения, тем задачам, которые вызваны Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г.
 
33-37 45
Аннотация
В статье анализируются реализация инновационных технологий в образовании на примере Карагандинского государственного университета.
 
38-41 46
Аннотация
Система контроля качества образования в вузе ориентируется на: результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки; превосходящие нормативные требования результаты; востребованность выпускников. Эти показатели взаимодополнительны. Иерархия целей, мотивация студентов к профессиональной деятельности входят в систему управления качеством. Контроль за качеством учебной литературы отражает противоречие системы: потребность в централизованном управлении и поощрение творческой инициативы. Система контроля качества с позиций студента и административного аппарата различна; её отдельные компоненты могут дополнять, но не дублировать друг друга.
 
42-47 41
Аннотация
Статья посвящена описанию разработанной Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса технологии оценки и мотивации ППС. Важным элементом этой оценочно-развивающей технологии стал конкурс «Преподаватель года», призванный мотивировать преподавателей на активную работу и поощрять их за мастерство, компетентность и приверженность целям университета. В статье проанализированы использованные в конкурсе методы оценки качества деятельности ППС и описана модель компетенций преподавателя высшей школы, работающего в университете предпринимательского типа.
 
48-54 50
Аннотация
На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса авторы статьи выявляют сильные стороны и проблемные зоны в кадровом менеджменте высшего учебного заведения. Раскрывается проблема оптимизации управления университетом в целом и управления персоналом как ведущей подсистемы менеджмента вуза. Приводится анализ практики применения различных методов оценки персонала динамично развивающегося университета.
Рассматриваются современные технологии деловой оценки, планируемые к применению в ближайшей перспективе, положительно зарекомендовавшие себя, в том числе, и в бизнес-среде (профессиональные конкурсы, оценка при формировании кадрового резерва, ассессмент).
 
55-57 43
Аннотация
В данной статье рассматриваются пути оптимизации процессов принятия управленческого решения за счет повышения оперативности и достоверности принимаемых решений. Предложена модель системы оптимизации принятия управленческого решения в кадровой службе высшего учебного заведения и методика обработки документа как объекта управления
 
58-64 61
Аннотация
Регионально-отраслевой комплекс Иркутского государственного университета путей сообщения ориентирован на подготовку специалистов для железнодорожного транспорта, находящийся в настоящий момент в процессе структурных преобразований. Некоторыми аспектами структурного реформирования отрасли являются разделение бизнесов и формирование конкурентной среды в отрасли, в процессе которого неизбежны новые риски. Поэтому вопросы оценки интеллектуальной собственности приобретают особое значение в условиях структурных преобразований.
В рамках регионально-отраслевого университетского комплекса ИрГУПС автором статьи была предпринята попытка выработать методические рекомендации по оценке интеллектуальной собственности университета в период реформирования отраслевого образования.
Статья дает представление о методах оценки интеллектуальной собственности и их применимости в отрасли, а также специфике учета рисков при оценке интеллектуальной собственности.
 
65-75 84
Аннотация
В статье анализируются основные проблемы развития академической мобильности в российских вузах, и предлагается система мер эффективного управления этим важнейшим элементом международной интеграции высшего образования. Работая в составе проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», авторы выработали общие рекомендации по управлению академическими обменами в вузах, предложили типовые модели управления академической мобильностью, способные эффективно решать задачи нормативно-методического обеспечение мобильности, фандрайзинга, построения систем информирования и адаптации участников мобильности. В статье также дается краткая характеристика разработанной и апробированной авторами системы оценочных показателей, являющейся важным инструментом управления академической мобильностью.
 
76-81 43
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования, проведенного среди студентов ТюмГУ, по выявлению значимых для личности сфер самореализации в период обучения в университете; определяются проблемы самореализации и пути их преодоления.
 
82-86 40
Аннотация
Предлагаемая вашему вниманию рубрика подготовлена редакцией электронного реферативно-
го журнала (ЭРЖ) «Организация и управление в системе высшего образования».
В рубрике представлены рефераты статей и аннотации книг, публикуемых ведущими зарубеж-
ными практиками и исследователями, а также рефераты отчетов научно-исследовательских, инфор-
мационных и других проектов в области университетского управления.
Полная версия ЭРЖ размещена на сайте www. jaum.ru, где каждые три месяца происходит
обновление коллекции реферативных материалов, объединенных в 10 рубрик: стратегическое уп-
равление вузом, организационная структура и оперативное управление в вузе, социальная система
вуза, управление образовательной деятельностью, управление научно-исследовательской и иннова-
ционной деятельностью, управление качеством, управление финансами и т. д.
Доступ к материалам ЭРЖ является свободным для всех пользователей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)