Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 4 (2009)
 
6-12 35
Аннотация
Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы послевузовской подготовки научных
кадров как главного фактора инновационного развития России. Модернизация послевузовского
образования возможна за счет совершенствования структурных и содержательных отношений в самой
системе послевузовского образования. Произведен анализ структуры послевузовской подготовки в рос-
сийской и зарубежной образовательных системах. Обозначен ряд объективных проблем, присущих
российской системе послевузовского образования. Сформулированы основные условия, системные ха-
рактеристики и принципы, которыми следует руководствоваться при совершенствовании российского
послевузовского образования. Указаны основные направления и задачи модернизации российской аспирантуры
и докторантуры.
 
16-22 46
Аннотация
Представлена модель внутрифирменного взаимодействия обособленных структурных подразделений
государственного вуза в условиях действия различных моделей экономического управления
и заданных условиях хозяйствования. Предложена схема разработки методики бюджетного учета
внутренних расчетов государственных вузов при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
 
23-27 41
Аннотация
Рассмотрен фрагмент системы бюджетных рисков вуза с учетом готовности высшего образования к
стабильному сокращению ?периода полураспада знаний?. Определены риски снижения финансовой
эффективности экономического и юридического образования; потери традиций; демографического спа-
да; инноваций в управлении; коррупции; размера образовательной структуры; географии финансов
высшей школы. Делается вывод, что ускорение процесса полураспада знаний не позволит законсервировать
систему сложившихся рисков в обозримом будущем, будет постоянно подталкивать вузы к
преобразованиям.
 
28-41 45
Аннотация
Представлен обзор результатов работы комиссий Росообразования по определению величины выплат
стимулирующего характера ректорам, президентам и коллективам подведомственных Рособразова-
нию вузов. Дается характеристика разработанной системы показателей оценки деятельности вуза и
методики оценки. Приводятся примеры документов, адресованных вузам, с обоснованием таких выплат.
Рассматриваются состояние и перспективы роста заработной платы в подведомственных учрежде-
ниях в 2010-2012 гг.
 
42-46 70
Аннотация
Рассматриваются научные подходы реформирования высшего профессионального образования в
условиях глобального экономического и финансового кризиса. Современный процесс модернизации
анализируется на примере управления учебным процессом и совершенствования системы менеджмента
качества в Удмуртском государственном университете.
 
47-50 39
Аннотация
Обосновывается необходимость изменения целей классической кафедры в контексте реформирова-
ния университетской образовательной системы управления. Основополагающим принципом трансформации
традиционных институциональной культуры и организационной структуры университетского
управления в новое качество выступает междисциплинарность. Этот принцип означает переход от
стратегии преимущественного администрирования к формированию устойчивых горизонтальных связей
между организационными единицами университетского комплекса. Анализируются причины дан-
ного процесса: современные требования работодателей, новые образовательные стандарты компетентно-
стного подхода, комплексный характер проектов, внедрение индивидуальных образовательных траекторий
обучающихся. Авторы обосновывают ограничения реализации перехода к двухуровневой модели
образования ?бакалавриат - магистратура? в рамках существующего кафедрального формата.
 
51-55 74
Аннотация
Дефицит компетенций по управлению инновациями, потребность в сопровождении процесса управления
инновационными проектами инициируют создание инновационного образовательного центра,
который повысить инновационную активность не только образовательных учреждений, но и других
субъектов инновационной деятельности.
 
56-65 80
Аннотация
Institutional research (IR), или исследования университетов, - пример области знания, где соединяются
практический и собственно научный интересы к проблемам высшего образования и управления
университетами. В статье поставлены три ключевых вопроса: как появилась потребность во внутренних
университетских исследованиях, какие цели они преследуют и как должны быть организованы IR-
центры, чтобы функционировать наиболее эффективно. В поисках ответов на эти вопросы рассматрива-
ются история и предпосылки возникновения, цели и направления университетских исследований, современная
институциональная среда IR. Также приводятся конкретные примеры того, как результаты
внутренних вузовских исследований применяются на практике. Во второй части работы формулируются
условия, необходимые для эффективной работы университетских структур, занимающихся внутрен-
ними исследованиями.
 
66-72 46
Аннотация
В статье впервые представлено методическое обеспечение внутривузовского менеджмента - ?Ме-
тодический комплекс ректора высшего учебного заведения?.
О слабом менеджменте во многих сферах экономики постоянно говорят руководители страны,
губернаторы, директора заводов, и система высшего образования - не исключение. Какой ректор не
ищет себе хорошего проректора, декана или заведующего кафедрой? Очевидный вывод: таких людей
нужно готовить. Кто и когда это должен делать, на какой методической основе? На этих проблемах и
заострено внимание читателя.
 
72-77 45
Аннотация
Рассматривается вопрос об организации нового подхода к проблеме автоматизации управления
учебным заведением. Взаимодействие подразделений образовательного учреждения посредством программного
комплекса ?Помощь образованию? - пример обеспечения оперативной работы персонала в
учебном заведении.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)