Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 5 (2009)
 
7-14 57
Аннотация
Представлены результаты мониторинга состава и профессиональной карьеры ректорского корпуса,
полученные в рамках реализации проекта Научно-методическое обеспечение системы управления высшим
учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с
руководящими кадрами высших учебных заведений (№ госрегистрации 01200603693), выполненного
Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. Анализ охватывает 100 %
выборки ректоров подведомственных Рособразованию вузов на август 2006 г. и июнь 2008 г.
Статья продолжает цикл статей, посвященных деятельности управленческих кадров высших учебных
заведений1.
 
15-22 140
Аннотация
Раскрывается технология самообследования кафедр, специальностей и вуза. На примере осуществления
процедуры самообследования кафедр в Северном государственном медицинском университете
показано, как могут быть проанализированы и использованы результаты самообследования кафедр для
совершенствования образовательной среды вуза.
 
22-28 62
Аннотация
Рассматриваются вопросы компетентстного подхода в системе непрерывного образования. Представлены
его терминологические и понятийные особенности. Приведены ключевые компетенции для образо-
вания через всю жизнь европейской рамочной программы и их интерпретация. Подчеркивается катали-
зирующая функция интернационализации для совершенствования научно-образовательных процессов.
Впервые позиционируется интегрирующая роль креативности в формировании ключевых компетенций.
 
29-35 58
Аннотация
Анализируется опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по
управлению качеством. Премия Правительства РФ в области качества, полученная вузом в 2009 г.,
подводит итог его управленческим преобразованиям за последние 5 лет. Успешное внедрение в университете
системы менеджмента качества было бы невозможным без одновременного совершенствования
систем управления, создания гибкой организационной структуры, перехода к оценке деятельности вуза
по результату, развития стратегического партнерства и т. д. Показано, что использование самооценки
как инструмента менеджмента качества способствует улучшению результатов вуза.
 
36-40 70
Аннотация
Предложена концепция интеллектуальной информационной системы поддержки информационной
образовательной среды инновационного университета. Выделены функции поддержки образовательной
среды, конструирования учебных курсов, сбора и актуализации информации, которые должна реализо-
вывать указанная система.
 
41-48 50
Аннотация
В статье дана классификация показателей продуктивности научной деятельности, составлен пере-
чень критериев, которым должны удовлетворять такие показатели, выполнен анализ используемого в
России показателя результативности научной деятельности, показана его непригодность для измерения
результатов научной деятельности, разработаны новые показатели продуктивности научной деятельности
и методика их расчета, предложен способ расчета заработной платы профессорско-преподаватель-
ского состава на основе этих показателей.
 
49-53 72
Аннотация
Рассматриваются конструктивные элементы диссертации, отраженные во введении. Аргументирована
взаимосвязь объекта и предмета, цели и задач исследования. Методологически обоснован выбор
предмета исследования: объект исследования является носителем проблемы, а предмет исследования
направлен на решение проблемы и поэтому избирается субъектом для изучения. Обсуждаемые положения
иллюстрируются примерами
 
54-63 70
Аннотация
Развитие инновационного потенциала вузов России связано с коммерциализацией результатов на-
учно-технической деятельности, т. е. с переходом из объектной в субъектную позицию той части инновационной
системы, которая составляет инновационный потенциал, и необходимостью ее реализации.
В настоящее время работа лабораторий, институтов, университетов во всем мире все в большей степени
оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий и получения стра-
тегических конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Коммерциализация результатов
научно-технической деятельности вузов, степень их разработанности и реализации не только не удовлетворяют,
но и не соответствуют современному состоянию инновационного потенциала высшей школы
России и национальной экономики.
 
64-70 49
Аннотация
Рассматриваются перспективы деятельности специализированных структур вуза, в частности научно-
образовательных центров (НОЦ). Анализируются оптимальная система управления НОЦ (матричная
структура), создание научно-образовательных сетей. Выделены ключевые характеристики института
развития научно-образовательной деятельности.
 
71-75 58
Аннотация
Рассматривается вопрос о необходимости развития инновационных технологий в образовательном
процессе высшего учебного заведения. Стремление к развитию инновационной экономики ставит перед
университетом новые задачи. Формирование специалистов для инновационной экономики должно быть
ориентировано на междисциплинарные и мультитехнологические подходы
 
76-80 78
Аннотация
Предложена универсальная методика прогнозирования изобретательской деятельности с использованием
формулы определения планируемого объема заявок, основывающейся на статистических дан-
ных изобретательской деятельности по каждой кафедре за последние несколько лет. Формула позволяет
также выявить кафедры технического профиля с низкой активностью в области изобретательской
деятельности и направить усилия патентных служб на повышение изобретательской активности профессорско-
преподавательского состава этих кафедр
 
81-89 86
Аннотация
Рассматриваются вопросы управления международной деятельностью вуза на примере Томского
политехнического университета. Приводятся основные направления и результаты международного сотрудничества
университета за пятилетний период (2005-2009 гг.), предшествующий изменению статуса
ТПУ - отнесению его к категории национальный исследовательский университет. Определяются
стратегические задачи и индикаторы международной деятельности университета на период до 2018 г.
Обращается внимание на необходимость повышения квалификации руководителей и сотрудников ву-
зов. Приводится пример реализации программы семинара, организованного ТПУ совместно с НФПК в
2009 г., на тему Управление международной деятельностью вуза.
 
90-93 48
Аннотация
Анализируется опыт государственно-частного партнерства в России, рассматриваются возможные
области его дальнейшего применения. Автор опирается на международные и российские нормативные
документы о государственно-частном партнерстве, использует материалы Внешэкономбанка и аудитор-
ско-консалтинговой фирмы Deloitte. Результаты исследования могут стать опорной точкой для дальнейшего
развития российской практики государственно-частного партнерства.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)