Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 2 (2014)

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ВУЗА

54-69 118
Аннотация
Статья посвящена проблеме оценки и учета издержек в российской системе государственных закупок, которые несут заказчики, поставщики и регуляторы. На основе результатов масштабного исследования PricewaterhouseCoopers (2011 г.) 30 стран Евросоюза подготовлена методика оценки издержек госзаказчика на осуществление закупочных процедур. Предлагаемая методика использована для расчета и анализа издержек, связанных с осуществлением закупочной деятельности в Воронежском государственном университете (ВГУ). Проведенный анализ показал, что по абсолютному уровню трудозатрат издержки на осуществление госзакупок в ВГУ сопоставимы с данными по странам ЕС. Однако в относительном выражении (как % от стоимости контрактов) издержки закупок в Евросоюзе оказываются в несколько раз ниже. В статье выявлены причины такого расхождения и сформулированы рекомендации для бюджетных организаций и государственных органов по оптимизации закупочных процедур в российских условиях.

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ ВУЗА

70-80 147
Аннотация
Статья содержит обзор работ, посвященных анализу и критике методологии крупнейших мировых рейтингов университетов, представленных в англоязычной научной литературе. Он предваряется кратким описанием устройства трех крупнейших рейтингов: ARWU, QS, THE. Основные направления критики: определение набора показателей рейтинговой системы; проблемы использования основных видов показателей: библио-метрических и peer review; проблемы взвешивания показателей и агрегирования их в индекс. В результате анализа ряд исследователей делает вывод об ограниченных возможностях использования результатов рейтинговых измерений.
81-91 119
Аннотация
Повышение самостоятельности высших учебных заведений ведет и кросту их ответственности за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления ими, поскольку традиционные методы менеджмента в рыночных условиях развития российской высшей школы оказались в ряде случаев несостоятельными. В связи с этим возникает необходимость изучения процесса формирования репутации вуза как одного из конкурентных преимуществ на рынке высшего образования.

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ВУЗЕ

92-100 81
Аннотация
Выделены общие и специфические детерминанты развития исследовательской деятельности в сфере высшего образования как необходимого условия перехода вузов на качественно новую ступень развития. Отмечены издержки методологии реформирования вузов, основанной на использовании преимущественно формальных инструментов и методов. На базе предложенной системы сущностных характеристик творческого потенциала исследователя и его статуса обоснована необходимость диалектической сопряженности воспроизводства творческого потенциала исследователя, его статуса, системы эффективного контракта. Выдвинуто положение о целесообразности разработки Концепции статуса научно-педагогического работника (исследователя).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

101-106 111
Аннотация
Рассматриваются вопросы сопряжения основных компонентов национальной системы квалификаций со сферой высшего образования. Анализируется проблема разработки профессиональных стандартов. Даны рекомендации по социальному партнерству вуз - работодатель в части формирования компетентностно-ориен-тированных образовательных программ.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

6-25 89
Аннотация
Рассматриваются основные теории социальных функций высшего образования (образование как накопление ресурсов, востребованных на рынке труда; образование как накопление классовых различий; образование как возрастной мораторий и т. д.), а затем на их основании формируются гипотезы о том, как протекает процесс образовательного выбора. Эти гипотезы проверяются с помощью социально-сетевого анализа поступления в 2012 г. в НИУ «БелГУ». Полученные данные наилучшим образом соответствуют модели оппортунистического профессионализма: большинство студентов заранее выбирают одну из наиболее привлекательных (прежде всего, с точки зрения предполагаемой финансовой отдачи) специальностей и готовятся к поступлению на нее на протяжении длительного времени; однако при невозможности поступить на нее сравнительно легко переключаются на специальности-субституты. Платные образовательные специальности везде служат низшим благом по сравнению с бесплатными.
26-40 69
Аннотация
Рассматривается роль менеджмента в организации качественных изменений в учебном процессе (на примере управленческого образования), отвечающих вызовам времени. Приводятся основные положения совершенствования образовательной парадигмы профессиональной подготовки, суть которой в принципиально новой методологии обучения.

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

41-49 128
Аннотация
В статье освещаются основные тенденции и наиболее распространенные проблемы в сфере реализации совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов. Предметом исследования являются стратегические решения и организационные подходы к разработке и внедрению совместных образовательных программ на примере Казанского федерального университета в контексте стратегии интернационализации и повышения конкурентоспособности. В основе анализа - системный подход и модель жизненного цикла СОП, разработанная зарубежными специалистами. Даются рекомендации по дополнению и развитию формирующейся системы развития СОП в российских вузах.
50-53 109
Аннотация
Статья посвящена проблемам конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и опыту ведущих стран-экспортеров - Великобритании и Германии по рекрутингу иностранных студентов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)