Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 2 (2014)

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ВУЗЕ

92-100 1
Аннотация
Выделены общие и специфические детерминанты развития исследовательской деятельности в сфере высшего образования как необходимого условия перехода вузов на качественно новую ступень развития. Отмечены издержки методологии реформирования вузов, основанной на использовании преимущественно формальных инструментов и методов. На базе предложенной системы сущностных характеристик творческого потенциала исследователя и его статуса обоснована необходимость диалектической сопряженности воспроизводства творческого потенциала исследователя, его статуса, системы эффективного контракта. Выдвинуто положение о целесообразности разработки Концепции статуса научно-педагогического работника (исследователя).

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ВУЗА

54-69 4
Аннотация
Статья посвящена проблеме оценки и учета издержек в российской системе государственных закупок, которые несут заказчики, поставщики и регуляторы. На основе результатов масштабного исследования PricewaterhouseCoopers (2011 г.) 30 стран Евросоюза подготовлена методика оценки издержек госзаказчика на осуществление закупочных процедур. Предлагаемая методика использована для расчета и анализа издержек, связанных с осуществлением закупочной деятельности в Воронежском государственном университете (ВГУ). Проведенный анализ показал, что по абсолютному уровню трудозатрат издержки на осуществление госзакупок в ВГУ сопоставимы с данными по странам ЕС. Однако в относительном выражении (как % от стоимости контрактов) издержки закупок в Евросоюзе оказываются в несколько раз ниже. В статье выявлены причины такого расхождения и сформулированы рекомендации для бюджетных организаций и государственных органов по оптимизации закупочных процедур в российских условиях.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

101-106
Аннотация
Рассматриваются вопросы сопряжения основных компонентов национальной системы квалификаций со сферой высшего образования. Анализируется проблема разработки профессиональных стандартов. Даны рекомендации по социальному партнерству вуз - работодатель в части формирования компетентностно-ориен-тированных образовательных программ.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

6-25
Аннотация
Рассматриваются основные теории социальных функций высшего образования (образование как накопление ресурсов, востребованных на рынке труда; образование как накопление классовых различий; образование как возрастной мораторий и т. д.), а затем на их основании формируются гипотезы о том, как протекает процесс образовательного выбора. Эти гипотезы проверяются с помощью социально-сетевого анализа поступления в 2012 г. в НИУ «БелГУ». Полученные данные наилучшим образом соответствуют модели оппортунистического профессионализма: большинство студентов заранее выбирают одну из наиболее привлекательных (прежде всего, с точки зрения предполагаемой финансовой отдачи) специальностей и готовятся к поступлению на нее на протяжении длительного времени; однако при невозможности поступить на нее сравнительно легко переключаются на специальности-субституты. Платные образовательные специальности везде служат низшим благом по сравнению с бесплатными.
26-40
Аннотация
Рассматривается роль менеджмента в организации качественных изменений в учебном процессе (на примере управленческого образования), отвечающих вызовам времени. Приводятся основные положения совершенствования образовательной парадигмы профессиональной подготовки, суть которой в принципиально новой методологии обучения.

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

41-49 5
Аннотация
В статье освещаются основные тенденции и наиболее распространенные проблемы в сфере реализации совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов. Предметом исследования являются стратегические решения и организационные подходы к разработке и внедрению совместных образовательных программ на примере Казанского федерального университета в контексте стратегии интернационализации и повышения конкурентоспособности. В основе анализа - системный подход и модель жизненного цикла СОП, разработанная зарубежными специалистами. Даются рекомендации по дополнению и развитию формирующейся системы развития СОП в российских вузах.
50-53
Аннотация
Статья посвящена проблемам конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и опыту ведущих стран-экспортеров - Великобритании и Германии по рекрутингу иностранных студентов.

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ ВУЗА

70-80 5
Аннотация
Статья содержит обзор работ, посвященных анализу и критике методологии крупнейших мировых рейтингов университетов, представленных в англоязычной научной литературе. Он предваряется кратким описанием устройства трех крупнейших рейтингов: ARWU, QS, THE. Основные направления критики: определение набора показателей рейтинговой системы; проблемы использования основных видов показателей: библио-метрических и peer review; проблемы взвешивания показателей и агрегирования их в индекс. В результате анализа ряд исследователей делает вывод об ограниченных возможностях использования результатов рейтинговых измерений.
81-91 5
Аннотация
Повышение самостоятельности высших учебных заведений ведет и кросту их ответственности за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления ими, поскольку традиционные методы менеджмента в рыночных условиях развития российской высшей школы оказались в ряде случаев несостоятельными. В связи с этим возникает необходимость изучения процесса формирования репутации вуза как одного из конкурентных преимуществ на рынке высшего образования.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)