Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ

Аннотация

Рассматриваются основные теории социальных функций высшего образования (образование как накопление ресурсов, востребованных на рынке труда; образование как накопление классовых различий; образование как возрастной мораторий и т. д.), а затем на их основании формируются гипотезы о том, как протекает процесс образовательного выбора. Эти гипотезы проверяются с помощью социально-сетевого анализа поступления в 2012 г. в НИУ «БелГУ». Полученные данные наилучшим образом соответствуют модели оппортунистического профессионализма: большинство студентов заранее выбирают одну из наиболее привлекательных (прежде всего, с точки зрения предполагаемой финансовой отдачи) специальностей и готовятся к поступлению на нее на протяжении длительного времени; однако при невозможности поступить на нее сравнительно легко переключаются на специальности-субституты. Платные образовательные специальности везде служат низшим благом по сравнению с бесплатными.

Об авторах

Михаил Соколов
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия


Алексей Кнорре
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия


Мария Сафонова
Националь­ный исследовательский университет «Выс­шая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Бурдъе П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984.

3. Соколов М. М, Волохонский В. Л. Политическая экономия постсоветского вуза // Отеч. зап. 2013. Т. 55, № 4. С. 31-48.

4. Федюкин И. И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования // Там же. 2007. Т. 35, № 3. С. 45-53.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

6. Baldi S. Prestige Determinants of First Academic Jobs of New Sociology Ph.D.s, 1983-1992 // The Sociological Quarterly. 1995. Vol. 36, № 4. Р. 777-789.

7. Becker H., Geer B., Hughes E., Strauss A. Boys in White: Student Culture in Medical School. Chicago : University of Chicago Press, 1961.

8. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / J. G. Richardson (ed.). N. Y. : Greenwood Press, 1986. Р. 241-258.

9. Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. L. : Sage, 1990.

10. Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. N. Y. : Academic Press, 1979.

11. Freeman L. C. Centrality in Social Networks: Conceptual Clarification // Social Networks. 1991. Vol. 1. Р. 215-239.

12. Goffman E. The Interaction Order // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. P. 1-17.

13. Jencks C., Riesman D. The Academic Revolution. Transaction Publishers, 2002.

14. Sorensen A. The Structural Basis of Social Inequality // The American Journal of Sociology. 1995. Vol. 101, № 5. Р. 1333-1365.

15. Spence M. Job Market Signaling // The Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87, № 3. Р. 355-374.

16. StiglitzJ. E. The Contributions of the Economics of Information to Twentieth Century Economics // The Quarterly Journal of Economics. 2000. Vol. 115, №4. Р. 1441-1478.

17. Tremblay K. Academic mobility and immigration // Journal of Studies in International Education. 2005. Vol. 9, № 3. Р. 196-228.

18. Wasserman S., Faust, K. Social network analysis: Methods and applications. Cambridge, MA : Cambridge University Press, 1994.

19. Winston G. Subsidies, Hierarchy and Peers: Awkward Economy of Higher Education // The Journal of Economic Perspectives. 1999. Vol. 13, № 1. Р. 13-36.


Рецензия

Для цитирования:


Соколов М., Кнорре А., Сафонова М. Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2014;(2):6-25.

For citation:


Sokolov M., Knorre A., Safonova M. Theories of higher education and specialty choice by prospective students: A social-network analysis. University Management: Practice and Analysis. 2014;(2):6-25. (In Russ.)

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)