Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 4 (2016)
Скачать выпуск PDF

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

6-8 3
Аннотация
Интервью главного редактора А. К. Клюева с экспертом М. Алашкевичем

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ

9-14 4
Аннотация
Новые возможности в управлении государственными учреждениями открылись в связи с принятием в 2010 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - 83-ФЗ), который вступил в силу с января 2012 г. 83-ФЗ называли законом, заложившим основу бюджетной реформы или реформы бюджетных учреждений. В декабре 2012 г. принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ), которым декларируется существенная автономия образовательных организаций, и в первую очередь вузов.
15-27 7
Аннотация
Вузы как учреждения системы высшего образования имеют существенные особенности управления своим финансовым обеспечением, в том числе отсутствие целевой установки на получение прибыли, разнообразие состава и содержания видов деятельности, отсутствие вещественной основы в создаваемом образовательном продукте, регламентация использования финансовых ресурсов федерального бюджета, бюджета иных уровней и другое. Вместе с тем, как и для организаций иного типа, основными принципами финансового менеджмента вуза являются интеграция с общей системой управления, достижение высокой степени динамики и альтернативных подходов в управленческих решениях, ориентация на стратегические цели развития. Постановка финансового менеджмента в современном университете предполагает структуризацию компонентов предметной области; разработку финансовой системы, базовой основой которой является финансовая структура; определение методов и инструментов управления источниками, потоками, фондами денежных средств как основы механизма финансового менеджмента. Данным вопросам посвящена статья, которая адресована руководителям высшего и среднего звена вузов, специалистам, работающим в данной сфере.
28-39 11
Аннотация
В данной статье приведен опыт УрФУ по разработке, внедрению и совершенствованию финансовой модели деятельности основных академических подразделений университета - институтов. Ключевые параметры этой модели - высокая степень децентрализации образовательного процесса и связанного с ним финансового обеспечения, нормативно-подушевой подход, многоканальность финансирования, методика взаиморасчетов на основе студентокредитов. В статье коротко описываются системы, предшествовавшие современной финансовой модели, приведен анализ факторов, повлиявших на формирование и эволюцию ее параметров и методики бюджетирования институтов УрФУ. Описываются последствия установления и последующих изменений параметров модели, в т. ч. исключения кафедр из числа центров финансовой ответственности в части высшего образования. Функционирование модели финансового обеспечения институтов УрФУ демонстрирует опыт соединения требований вытекающих из особенностей образовательного процесса в университете и практик управления корпоративными финансами, финансового моделирования, адаптации данных практик для такой уникальной организации, как университет.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

40-48 9
Аннотация
В современных экономических условиях одним из ключевых показателей конкурентоспособности высшей школы является качество предоставляемых образовательных услуг, определяемое системой параметров, в том числе востребованностью выпускника на рынке труда, наличием и широтой прикладных навыков у получателя образовательной услуги. Университетский менеджмент в этих условиях должен быть ориентирован на разработку новых инструментов оценки конкурентоспособности реализуемых образовательных услуг. В рамках данной статьи предполагается исследование основных, системообразующих элементов качества системы образования в высшей школе. В первую очередь предлагается подход к расчету стоимости образовательной программы, которая в отличие от образовательной услуги, рассматривается как в качестве «продукта» - с экономической точки зрения, так и в качестве «процесса» - с точки зрения ее социальной функции. Также в статье делается попытка оценить качество образовательной программы, с учетом установленной вузом стоимости, а также показателей, характеризующих оценку образовательной услуги со стороны работодателей и академического сообщества.
49-55 7
Аннотация
Данная публикация относится к категории «Кейсы». Основной целью исследования является разработка методов и алгоритмов финансового анализа и управления образовательным процессом в университетах. В том числе строится финансово-математическая модель бюджетирования структурных подразделений вузов на основе учебно-финансовых планов образовательных программ. В основе данной модели лежит методика нормативно-подушевого финансирования деятельности образовательных организаций по реализации государственного задания. Ранее в работах авторов статьи были разработаны и уже получили практическое внедрение оригинальные алгоритмы формирования фондов оплаты труда профессорско-преподавательского состава кафедр. В статье приводятся основные положения модели, анализируются основные результаты ее внедрения, формулируются возникающие проблемы и методы их решения. Отмечается существенный экономический эффект внедрения модели, отсутствие нормативно-правовых препятствий ее реализации, а также перспективы ее развития в области прогнозирования финансового состояния структурных подразделений вузов, внедрения эффективных контрактов, реализации сетевой формы обучения и индивидуальных образовательных траекторий. Разработанная методика бюджетирования структурных подразделений может быть применена в любом университете на основе анализа учебных планов и составления учебно-финансовых планов. В результате ее внедрения устраняются противоречия между принципами финансового обеспечения деятельности образовательной организации в целом и отдельных ее структурных подразделений (кафедр), появляется возможность расчета себестоимости модулей и компонентов учебного плана образовательной программы, повышения эффективности организации учебного процесса, формирования финансового механизма реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и сетевых форм обучения, функционирования базовых кафедр, децентрализации финансово-экономического управления и создания предпосылок для признания кафедры в качестве центра финансовой ответственности. Модель является оригинальной и по своей сути является естественным развитием метода нормативно-подушевого финансирования образовательной деятельности вузов.
82-95 1079
Аннотация
Статья описывает опыт Финансового университета по адаптации системы эффективного контракта в условиях перехода на профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Представленная в статье информация включает в себя практический кейс с решением и отражает задачу по внедрению критериев и показателей эффективности научно-педагогических работников (НПР) с учетом пересмотра их трудовых функций под влиянием профессионального стандарта. Кейс. Влияние профессионального стандарта на систему управления эффективным контрактом и эффективность вуза. Исходные показатели: Профессиональный стандарт. Стратегия развития Финансового университета. Показатели эффективности из Методики балльно-рейтинговой системы по оценке персонального вклада научно-педагогических работников. Трудовые договора с научно-педагогическими работниками. Должностные инструкции научно-педагогических работников. Индивидуальные планы работ научно-педагогических работников. Задача, отраженная в статье, решена в результате вовлечения ключевых специалистов в проектные и рабочие группы, деятельность которых связана с поэтапной реализацией системы эффективного контракта в Финансовом университете. Результат выполненных работ: усовершенствованные и переработанные формы трудовых договоров с научно-педагогическими работниками; нормы их времени; локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда; система индивидуального планирования; разработанные и внедренные формы оценочных листов, библиотека критериев и показателей эффективности; создание комиссии по оценке эффективности деятельности научно-педагогических работников. Практическими рекомендациями, сформулированными в статье, стало описание процесса интеграции существующей системы по регулированию деятельности научно-педагогических работников и их оплаты труда под новые условия, связанные с переходом на эффективный контракт с учетом трудовых функций и трудовых действий, конкретизированных профессиональным стандартом. В качестве научной новизны статьи стоит выделить практический опыт пересмотра трудовых функций научно-педагогических работников, критериев и показателей эффективности их деятельности под влиянием профессионального стандарта педагога и стратегии развития Финансового университета. Ценностью данной статьи являются рекомендации для руководителей высшего звена государственных вузов по выстраиванию целостного подхода к управлению системой эффективного контракта.

ПЕРСОНАЛВУЗА: СТИМУЛИРОВАНИЕ, ОЦЕНКА, НОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

56-63 2
Аннотация
Данная статья является кейсом, который описывает опыт построения системы материального стимулирования научно-педагогических работников (НПР) Технологического института им. Н. Н. Поликарпова (входящего в состав Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева), раскрывает суть реализованных технологий по применению рейтинговой оценки профессиональной деятельности НПР во внутривузовской системе материального стимулирования работников. Актуальность создания в российских вузах систем материального стимулирования НПР возросла после перехода к новой системе оплаты труда в образовательной сфере, которая значительно расширила возможности стимулирования активности работников, что призвано способствовать поступательному росту их профессионального мастерства и, как следствие, повышению качества оказываемых образовательных услуг. Реализация дифференцированного подход к оплате труда НПР требует получения количественных оценок результатов их профессиональной деятельности. Для этих целей целесообразно использовать внутривузовскую рейтинговую систему, что стало традиционным для многих российских вузов. Целью написания данной работы является формирование технологии создания системы материального стимулирования работников вуза на основе рейтинговой оценки их профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели предложено использовать методы интерпретации рейтинговой информации, основанные на индивидуальных квалиметрических шкалах (индивидуальных для каждого рейтинг-листа). Применение предлагаемой технологии в рамках университетского менеджмента способствует созданию конкурентной среды и обеспечивает позитивные психолого-педагогические влияния внутривузовской системы материального стимулирования на рост профессионального уровня НПР и повышение их производственной активности. Практические рекомендации по созданию университетской системы материального стимулирования НПР включают в себя необходимость комплексного подхода при создании системы внутривузовского мониторинга, включающей сбор первичной информации о профессиональной деятельности работников, создание корректных методик рейтинговой оценки (на основе собираемых данных) и использование рейтинговой оценки в системе материального стимулирования на основе предложенной методики. Новым в предложенной нами технологии является метод интерпретации рейтинговых оценок НПР, использующий индивидуальные квалиметрические шкалы.
64-81 82
Аннотация
Статья носит проблемный характер и посвящена изучению перспектив сохранения кадрового потенциала российских вузов. Существующие нормативы оплаты труда ППС, рассматриваемые во взаимосвязи с выполнением целевых показателей «отношение среднемесячной зарплаты труда ППС к среднемесячной зарплате в субъекте РФ» и «численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава» будет инициировать массовые сокращения в вузах. Обосновывается необходимость законодательного нормирования нагрузки преподавателя высшей школы, как условия сохранения ее кадрового потенциала. На примере Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика» доказывается, что стандарт предполагает достаточно комфортные условия для осуществления образовательной деятельности (менее 400 часов аудиторных занятий на ставку). Однако реальная практика свидетельствует о хронической перегрузке преподавателя, что системно скажется на качестве образования в стратегической перспективе. Разрешение системообразующего противоречия нормативно-подушевого финансирования между стремлением обеспечить целевой показатель соотношения «преподаватель/численность студентов» и требованиями к качеству подготовки выпускников предполагает создание условий, при которых увеличение производительности труда преподавателя будет достигнуто не за счет экстенсивных методов (увеличение числа читаемых дисциплин), а за счет интенсивных способов, состоящих в повышении продуктивности деятельности во всех ее аспектах. Системообразующим условием является разработка и законодательная регламентация нормативов нагрузки «второй половины дня» при фиксированном числе дисциплин, приходящемся на 1 ППС, которые можно преподавать без снижения качественных показателей (2-3 дисциплины) (регламентация предельной аудиторной нагрузки). Кардинальное решение проблемы обеспечения качества подготовки и повышения ее рентабельности предполагает разрешение противоречия между формированием и финансированием заказа на подготовку кадров частных предприятий государством и практическим отсутствием участия (финансового и содержательного) реальных заказчиков. Разрешение противоречия предполагает разработку программы государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, с указанием целевых индикаторов софинансирования на стратегическую перспективу. Взаимодействие университетов с «реальной» экономикой возможно в условиях устойчивого финансирования фундаментальных и поисковых исследований в университетах. Это позволит в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы из коммерческого сектора в объеме, сопоставимом с уровнем государственного финансирования. Фундаментальные и поисковые исследования в вузах должны быть нацелены в том числе на создание образовательных инноваций и разработку критериев оценки их эффективности. В этом контексте актуально внесение изменений в систему нормативно-подушевого финансирования в части применения коэффициентов, учитывающих качество образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза, к составляющим базовых нормативов затрат. Статья адресована представителям вузовского менеджмента. Результаты проведенного анализа и предлагаемые подходы могут использоваться представителями законодательной власти при анализе стратегических инициатив в сфере высшего образования и вузовского менеджмента в процессе корректировки стратегии развития образовательной организации.

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ВУЗА

93-102 6
Аннотация
В статье обоснована необходимость разработки инструментария оценки обеспеченности и содержания имущественного комплекса образовательных организаций с использованием нормативно-подушевого подхода, в соответствии с которым на данный момент рассчитывается и доводится финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Данная проблема решается путем использования нормативно-подушевого подхода, так как в нормативных затратах на одного студента значительная часть затрат отводится на содержание имущества учебного заведения, однако при этом не учитываются существенные различия в имущественных комплексах вузов. Предложен калькулятор позволяющий проводить модельные расчеты затрат на содержание 1 м2 имущества по стоимостным группам, уровням подготовки и формам обучения и обеспеченности имущественным комплексом и расчет фактических затрат на содержание 1 м2 недвижимого имущества по стоимостным группам, уровням подготовки и формам обучения и обеспеченности имущественным комплексом. Данный инструмент был апробирован в Южном федеральном университете. В результате проведенного анализа по средствам применения калькулятора обоснована необходимость определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества на одного обучающегося в разрезе стоимостных групп. Использование калькулятора в деятельности образовательной организации позволит провести анализ фактического состояния и определить необходимое обеспеченности имущественным комплексом, на основании которого могут быть приняты эффективный управленческие решения в отношении управления имущественным комплексом.
103-110 13
Аннотация
Проблема оптимизации использования ресурсов и организация грамотной эксплуатации инфраструктуры объектов высшего образования сегодня стоит достаточно остро. Отметим, что на текущий момент отсутствуют стандарты и нормативы по эксплуатации и продуктивности использования недвижимости в отрасли высшего образования. Учитывая сложившуюся ситуацию, в статье предложены основные критерии, позволяющие оценить интенсивность использования аудиторного фонда учебных корпусов высшего учебного заведения. В работе выполнен сравнительный анализ структуры имущественного ресурса зарубежных и отечественных университетских кампусов, обобщены существующие показатели, позволяющие оценить продуктивность использования аудиторного фонда высшего учебного заведения. Для выведения удельных показателей используются статистические методы оценки. В работе предлагается модифицировать используемые в настоящее время показатели фондоотдачи и фондоемкости. Кроме показателей загрузки и занятости, для качественного анализа эффективности использования недвижимости высшего учебного заведения предлагается учитывать общие коэффициенты, связанные с доходами и расходами вуза. В статье получен максимально возможный коэффициент использования аудиторного фонда высшего учебного заведения. В целом результаты выполненной работы позволят получить ряд показателей, характеризующих интенсивность использования учебных помещений внутренними силами любого вуза, а также дают основания для вывода о целесообразности продолжения исследований современных инновационных технологий управления использованием недвижимости, в том числе недвижимости университетов. В работе предложен список исходной информации для расчета интегрального показателя качества использования недвижимости вуза, показана необходимость создания единой системы сбора и анализа информации. Статья предназначена для департаментов стратегического планирования и развития имущественного комплекса любого вуза. В работе впервые получен максимально возможный коэффициент использования аудиторного фонда высшего учебного заведения, обобщены существующие показатели для оценки продуктивности использования аудиторного фонда высшего учебного заведения. В статье предлагается расширить перечень удельных показателей, применяемый на практике, а показатели фондоотдачи и фондоемкости модифицировать. Впервые для оценки эффективности использования недвижимости вуза предлагается учитывать общие коэффициенты, связанные с доходами и расходами вуза. Предлагаемый в статье перечень позволит оценивать интенсивность использования учебных помещений во время учебного процесса.
111-118 16
Аннотация
Статья относится к категории кейсов и описывает опыт организации управления вузами, раскрывает суть реализованных управленческих подходов и технологий, практики университетского менеджмента на примере ГБОУ ВПО «Сибирского государственного медицинского университета» Минздрава России. Целью написания статьи является представление опыта и особенностей оптимизации расходов в медицинских вузах и описание комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить оптимизацию расходов бюджета университета. При помощи SWOT-анализа, проведенного в рамках разработки комплексной программы развития университета, была сформирована логически согласованная схема взаимодействия сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз внешней среды. Результаты проведенного SWOT-анализа и детальное изучение текущего состояния позволили обозначить перспективные цели и задачи комплексной программы развития по каждому направлению деятельности университета, а также проработать основные направления оптимизации. Проведенные мероприятия позволили сэкономить свыше 3 % от общего финансирования университета, следовательно, комплекс мер и реализованный подход были эффективными. В условиях ограничения бюджетного финансирования и повышения конкуренции университетам необходимо активно применять политику оптимизации расходов и повышения их эффективности. Статья будет полезна для всех менеджеров в сфере высшего образования, особенно для управленцев медицинских вузов.
119-128 7
Аннотация
Статья подготовлена по материалам исследования методов перехода на предпринимательскую модель университета и описывает практический опыт применения аутсорсинга в университете. Целью данной статьи является обоснование причин и необходимости передачи непрофильных видов деятельности университетов специализированным компаниям на условиях аутсорсинга. Дорожная карта развития высшего образования в России требует от университетов соблюдения норматива соотношения между численностью профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала. Инструментом, способным исключить непрофильные для университетов виды деятельности и реализовать целевой норматив, является аутсорсинг. Кроме того, как показывает практика, существует множество внутренних факторов, сдерживающих процессы развития университетов. Одним из самых существенных из них является сложившаяся за многие годы практика расширения непрофильных видов деятельности и необоснованное направление ресурсов университетов на их содержание. Цель статьи достигнута за счет обзора литературы по применению аутсорсинга, анализа нормативных и иных правовых актов, описания процедуры внедрения использования аутсорсинга в деятельность университета и описание проблем, возникающих в процессе внедрения. В результате проведенного исследования были определены причины негативного влияния содержания непрофильных видов деятельности для университетов: высокая доля затрат на них, экономия на масштабе, противоречие целей менеджеров непрофильных видов деятельности целям университета, возможность злоупотреблений со стороны работников непрофильных подразделений и пр. Изучение литературы показало, что важнейшим преимуществом аутсорсинга является концентрация усилий на требующих повышенного внимания направлениях деятельности и возможность высвобождения ресурсов для развития новых. Практическими рекомендациями, сформулированными на основании опыта внедрения аутсорсинга в университете, является выделение ряда задач, которые необходимо решить при внедрении аутсорсинга: определение основных и вспомогательных видов деятельности; оценка факторов принятия решения об аутсорсинге; определение уровня ответственности принятия решения; решение вопроса об использовании производственного аутсорсинга. Проведена оценка экономической целесообразности перевода бригады электриков и сантехников университета на аутсорсинг. К научной новизне данной статьи можно отнести использование существующих в университете ограничений, связанных с неэффективным использованием ресурсов и превращением их в инструмент развития. Результаты исследования доказывают, что управление развитием университета через снятие ограничений доступно, практично и понятно.
129-133 11
Аннотация
В статье обоснована необходимость разработки программного комплекса, способного хранить и обрабатывать данные технических паспортов, периодически проводимых осмотров, произведенных либо планируемых текущих и капитальных ремонтах с указанием освоенных средств, предписаний контролирующих органов с указанием объема выполненных работ, текущее состояние объекта и прилегающей территории, содержащий рекомендации по дальнейшей эксплуатации объектов и позволяющий контролировать их выполнение. Целью разрабатываемого электронного технического паспорта является реализация автоматизированного информационного учета основных и второстепенных параметров здания. Данные электронного технического паспорта используются в целях организации надлежащей технической эксплуатации каждого из объектов имущественного комплекса образовательной организации; адресного планирования капитального и текущего ремонта; расчета затрат на содержание и ремонт общего имущественного комплекса образовательной организации, получения объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определения показателей энергетической эффективности; оптимизации затрат путем внедрения программы энергоэффективности и ресурсосбережения; определения экономической модели устойчивого развития образовательной организации. Обновление базы данных проводится не реже двух раз в год в период проведения плановых технических обследований (осмотров) объектов имущественного комплекса - весеннего и осеннего. Данная актуализация с указанием параметров физического износа конструктивных элементов и инженерных систем будут способствовать своевременному направлению необходимых финансовых и материальных средств на восстановление эксплуатационных показателей каждого конкретного объекта имущественного комплекса. Совершенствование механизмов принятия управленческих решений на основе применения электронного технического паспорта как инструмента автоматизированного информационного учета основных и второстепенных параметров здания позволит обеспечить условия для надежного функционирования и эффективного использования всех систем имущественного комплекса, поддерживающих деятельность университета.
134-149 8
Аннотация
В статье описан опыт создания и развития университетского эндаумент-фонда. Анализ влияния большого размера и реорганизационных процессов университета на организационную стратегию эндаумента позволяет утверждать, что выявлен ряд результативных решений для молодого большого университета. Приведенный в статье опыт формирования и функционирования целевых капиталов, созданных за счет большого количества небольших пожертвований, позволяет выявить ряд типовых особенностей деятельности «народного эндаумента», приближающего его к моделям краудфандинга. Применение долгосрочного финансового моделирования позволяет более точно определить два основных преимущества и одновременно ограничения действующей модели деятельности: опора исключительно на волонтерский труд и фокусировка на сегменте небольших пожертвований. В статье выдвинут ряд гипотез относительно параметров долгосрочной стратегии эндаумент-фонда.
150-161 16
Аннотация
Статья подготовлена по материалам исследования механизмов управления интеллектуальной собственностью в российских университетах с различным статусом: университетах-участниках Проекта 5-100, федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, классических университетах Приволжского федерального округа (ПФО), опорных университетах. Современный этап развития системы высшего образования РФ характеризуется усилением влияния трендов регионального развития на функционирование региональных университетов, их взаимодействие с акторами региональных инновационных систем, в том числе по вопросам формирования нематериальных активов. Целью данной исследовательской статьи является оценка эффективности механизмов управления интеллектуальной собственностью в университетах на основе бенчмаркингового анализа с использованием данных мониторинга эффективности вузов 2013-2016 гг. Результаты исследования позволили выявить проблемные зоны, снижающие эффективность управления интеллектуальной собственностью в исследованных группах университетов. По результатам исследования было установлено, что в 2015 г. не получали дохода от использования результатов интеллектуальной 71 % университетов-участников Проекта 5-100, 70 % федеральных университетов, 69 % национальных исследовательских университетов, 79 % классических университетов ПФО, 91 % опорных университетов. В 2015 г. 4 из 21 (19 %) университетов - участников Проекта 5-100 и 5 из 11 (45 %) опорных университетов не имели лицензионных соглашений. В группе опорных университетов 45 % университетов имеют статус опорных организаций Федерального института промышленной и/или центров поддержки технологий и инноваций. Не наблюдается заметного роста численности научных работников в опорных университетах. Проведенное авторами исследование не претендует на полноту картины относительно всей группы потенциальных опорных университетов, так как охватывает лишь победителей конкурса 2015 г. Вместе с тем позволяет сформировать основные направления повышения эффективности механизмов управления интеллектуальной собственностью в опорных университетах. Новизну и оригинальность статьи составляют следующие моменты: а) постановка новой задачи (совершенствование механизмов управления интеллектуальной собственностью в университетах на основе задействования резервов надуниверситетских, в том числе региональных уровней управления инновационной деятельностью); б) предложенный подход к ее решению на основе обобщения лучших практик процессного и проектного управления на корпоративном и региональном уровнях; в) предложенная концептуальная модель регионального стандарта управления интеллектуальной собственностью. Практическая значимость исследования определяется тем, что менеджеры университетов получают механизм совершенствования управления интеллектуальной собственностью, которое должно быть поддержано развитием механизмов процессного управления (для проектирования и оптимизации процессов управления интеллектуальной собственностью в университетах), формированием в университетах проектно-ориентированной системы (для повышения эффективности проектной деятельности), внедрением механизмов ценностноориентированного управления (в целях максимального использования человеческого капитала университетов и регионов), развитием механизмов взаимодействия с акторами региональных инновационных систем (в целях максимального использования потенциала региональных инновационных и экономических систем). Статья является одной из попыток оценить эффективность механизмов управления интеллектуальной собственностью в университетах и установить на этой основе пути их совершенствования. Она может представлять интерес для исследователей системы высшего образования в контексте совершенствования подходов к управлению инновационной деятельностью.

ВУЗЫ И КАЗНАЧЕЙСТВО

162-169 8
Аннотация
Статья категорируется как обзор, носит описательно-ознакомительный характер в аспектах многопозиционного восприятия на примере практики работы Управления Федерального казначейства по Свердловской области и высших учебных заведений региона. Целью публикации является рассмотрение ключевых точек взаимодействия сторон в процессе реализации полномочий по кассовому обслуживанию образовательных учреждений федерального уровня. Изложение материала сопровождается приведением аналитических и статистических данных, описанием проблематики при интегрированном взаимодействии сторон в рамках учета и проведения операций на лицевых счетах вузов, открытых в органах Федерального казначейства. В ходе полемики, с учетом рассмотрения потребностей экономических субъектов, представлены отдельные предложения в области практического применения, требующие внесения изменений в действующие нормативные правовые акты или подлежащие разъяснению уполномоченных органов, в частности по вопросам применения бюджетной классификации Российской Федерации или возмещения расходов бюджетных учреждений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)