КОЛОНКА РЕДАКТОРА
КЕЙСЫ ЛУЧШИХ ПРАКТИК
В связи с новой геополитической и социально-экономической ситуацией остро встает вопрос о проектировании нового дизайна национальной системы высшего образования и обеспечения качества образовательных результатов в новых условиях. В статье выполнена реконструкция международного опыта построения систем высшего образования и обоснованы ключевые вопросы, по поводу которых должен быть достигнут общественно-профессиональный консенсус. Представлены результаты сетевого исследования проблем качества высшего образования и опыт становления сети «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО) как субъекта трансформации. Статья предваряет цикл материалов – кейсов, выполненных разработчиками сети УНИКО по отдельным аспектам обеспечения качества образования: инструментам повышения востребованности и управляемости высшего образования, достижения «содержательного превосходства». Статья предназначена исследователям и управленцам в сфере высшего образования, разработчикам программ трансформации образования.
В работе исследуются изменения качества российского высшего образования за последние три года сквозь призму мнения преподавателя как одного из ключевых акторов образовательного процесса. В фокусе исследования – основные факторы влияния на качество высшего образования и характер изменений образовательной среды в постпандемию, в частности, за счет применения цифровых решений. В статье представлены первичные (общие) результатыонлайн-опроса преподавателей российских университетов относительно триггеров изменения качества вузовского образования, эффективности учебной и педагогической деятельности в цифровой среде, а также точек внимания в обеспечении качества высшего образования. Результаты исследования подтверждают существенные изменения в высшем образовании за исследуемый период, особенно в части применяемых педагогических практик, форматов занятий, используемых средств обучения и педагогической деятельности в целом, что составляет основу изменений качества образования. Авторы работы заключают, что глобальные, институциональные и личные факторывлияния высшего образования оказывают разнонаправленное воздействие на его качество и в результате формируют у преподавателей вузов разный опыт и восприятие динамики развития с учетом разных уровнях вовлеченности преподавателей в систему оценки качества образования в своих вузах. Позиционируя себя в качестве ключевых субъектов в обеспечении качества образования, преподаватели в качестве основных барьеров развития собственной эффективности выделяют объем учебной нагрузки и необходимость выполнения дополнительных внеучебных функций. Статья адресована руководителям образовательных программ, руководству вузов и организаций, ответственных за обеспечение и оценку качества высшего образования перед органами исполнительной власти, а также исследователям и интересантам российской высшей школы.
Статья раскрывает контексты, при которых особую значимость имеют индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Вводятся и уточняются следующие понятия: индивидуализация в образовании, индивидуальная образовательная программа, образовательный заказ и self-компетенции. На данный момент категория self-компетенций только начинает обсуждаться в образовательном сообществе, в связи с этим авторы предлагают ее понятийную структуру и определения. Анализируя литературу и кейсы университетов, представленные в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», инициированного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в 2021 г., авторы показывают, какие содержательные и организационные изменения вносят университеты в свою образовательную деятельность, чтобы индивидуализация стала возможной. На основе этого в статье зафиксированы такие типы инициации процессов работы с индивидуализацией, как средовой, тьюторский и смешанный. В ходе сравнения практик университетов, представленных в рамках указанного выше проекта, авторы выделили основные этапы и особенности работы университетов по переходу к той или иной модели индивидуализации и формированию индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) студентов. В статье показано, что внедрение ИОТ и принципов индивидуализации в целом обусловлено рядом организационно-управленческих условий, связанных с цифровизацией, кадровой политикой, перестройкой образовательных программ и т. д. Авторы делают выводы о том, что обеспечение этих условий позволило реализовать практику индивидуализации в университетах и, опираясь на проведенный анализ, фиксируют некоторые общие результаты и эффекты, которые возникли вследствие ее внедрения.
В статье рассматривается внедрение и реализация индивидуальных образовательных программ в системе высшего образования на примере кейса Университета ИТМО. Актуальность исследования обусловлена новыми трендами в высшем образовании в части персонификации обучения и соответствующего понимания качества организации учебного процесса. Целью данной статьи является анализ роли индивидуальных образовательных программ в контексте повышения качества образования в вузе. В статье приведены этапы и механизмы трансформации образования в ИТМО. Индивидуализация образовательного процесса базируется на «коде ИТМО», формировании надпрофессиональных компетенций и сопровождающих цифровых решений, а также на системах поддержки и развития компетенций преподавательского состава. Описаны возможности реализации персонификации образования в ИТМО и представлены пути ее дальнейшего развития. Статья может быть интересна руководителям и управленческим командам высших учебных заведений, а также исследователям в области высшего образования.
В статье представлен кейс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по организации сквозной системы вовлечения студентов в проектную деятельность в рамках образовательного процесса по программам высшего образования. Модуль проектной деятельности включает обязательную и вариативную части и сочетает самостоятельное изучение студентом теории в режиме онлайн, практические консультации с преподавателем-наставником, а также значительный объем самостоятельной работы в студенческих командах при участии внешних экспертов. Цифровым инструментом организации, поддержки и мониторинга проектной деятельности являются порталы, созданные на базе платформы LMS Moodle. В статье описаны принципы организации и структура системы, этапы проектного цикла, подходы к оценке образовательных результатов студентов и качества организации проектной деятельности.
Статья представляет собой кейс Уральского федерального университета по внедрению организационной модели проектного обучения в Институте радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ для образовательных программ бакалавриата 09 УГН. В этом процессе мы анализируем 3 этапа трансформации организационной модели: инициативный, пилотное внедрение и масштабирование. В рамках каждого этапа обсуждаются особенности: технологии сбора заявок для студенческих проектов на основе ролевой компетентностной модели; организационное и техническое сопровождение проектной работы студентов в соответствии с деятельностной классификацией проектов; количество и уровень подготовки кураторов, необходимых для сопровождения процесса. Представленный кейс может использоваться в качестве практических рекомендаций по внедрению и реализации проектного обучения в вузе.
В статье описывается опыт взаимодействия Петрозаводского государственного университета (Республика Карелия) с крупным индустриальным партнером при помощи Базовой кафедры. В данном случае кафедра не только представляет образовательную структуру, повышающую качество практико-ориентированного обучения будущих инженеров, но и решает актуальные инновационно-исследовательские задачи. Авторы заостряют внимание на причине создания совместной структуры, на организационных особенностях управления, а также на основных результатах работы Базовой кафедры: проектах «Центр сварки», «Системы вибродиагностики и предиктивной аналитики», «Центр лазерных технологий». Высказывается мнение, что описанный кейс может служить системным опытом организации управления в конкретной образовательной структуре вуза и раскрывает суть реализованных интеграционных подходов в практике университетского менеджмента. Статья снабжена рисунками, наглядно демонстрирующими нормативно-правовое обеспечение деятельности Базовой кафедры и структуру ее взаимодействия с вузом и индустриальным партнером.
Статья представляет собой исследовательский кейс, описывающий опыт организации управления процессом развития партнерства Уральского федерального университета и его выпускников, суть управленческих подходов и технологий, а также практики организации взаимодействия с выпускниками УрФУ. Описаны компонентымодели развития партнерства университета и его выпускников (нормативный, структурно-управленческий, финансовый, технологический, компонент мониторинга эффективности). В статье представлена реализуемая модель партнерства Уральского федерального университета с выпускниками. Особое внимание исследователи уделили анализу востребованности направлений сотрудничества с вузом молодых выпускников (на основании социологического исследования 2013–2022 гг.).
ISSN 1999-6659 (Online)