Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 26, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ 

СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ 

10-21 154
Аннотация

Современный университет все больше ориентируется на студенческую субъектность, т.е. его деятельность направлена на конструирование не будущего студентов, а субъекта, который сам способен определять и формировать свое будущее. Но связывают ли студенты свое настоящее обучение с последующей жизнью и трудовой деятельностью? В статье рассматривается, как современная студенческая молодежь оценивает тот набор условий, возможностей и инструментов, которые дает им вуз для конструирования будущего. Цель статьи – выделить факторы, детерминирующие в сознании молодежи связь между обучением в настоящем моменте и тем, что ожидается после его завершения в будущем. Эмпирической базой работы послужили данные VIII этапа мониторинга студенчества Свердловской области, представляющие собой результаты анкетного опроса 2000 студентов из 13 вузов региона. В ходе исследования изучалось отношение к учебе, удовлетворенность качеством подготовки, применением различных форм обучения и возможностями, предлагаемыми вузом. Врезультате анализа выделены две группы факторов: объективные (набор возможностей, предоставляемых вузом) и субъективные (личная ответственность и осознанность студентов). От их сочетания зависит, воспринимает ли студенческая молодежь обучение как актуальное для своего будущего, т.е. отмечает ли наличие связи получаемых знаний, навыков и компетенций с последующей жизнью и работой. Сделан вывод о том, что университет должен не только предоставлять новые образовательные возможности для студентов, но и заниматься формированием осознанности и ответственности студентов в плане конструирования их будущего. Представленные в работе результаты и выводы будут полезны менеджменту университетов в проектировании различных практик, форм и методов работы со студентами. Также статья может представлять интерес для исследователей и широкой общественности. 

22-34 196
Аннотация

В исследовательской статье анализируется развитие науки в университетах Ирана в условиях многолетних санкций, а также опыт, который может быть полезным для российских вузов. В центре исследования – этапы, цели и результаты научной политики Ирана, касающейся университетов. В работе предложена авторская типология санкций, затрагивающих науку в университетах, и рассмотрены меры их преодоления. Данная типология применима и к российским университетам. Практики работы иранских университетов в условиях санкций верифицированы и уточнены по данным экспертного опроса, проведенного среди исследователей иранского происхождения, работающих в российских вузах. Анализ научной политики Ирана показал, что она ориентировалась на высокие показатели количественного роста: в первую очередь, публикационной активности и вхождения университетов в международные рейтинги. Затем акценты сместились на усиление практической отдачи от науки в университетах и развитие международной кооперации. Университеты смогли нарастить число публикаций, однако для страны характерен «инновационный парадокс», при котором научные результаты вносят недостаточный вклад в экономический рост. Санкции выступают одним из сдерживающих факторов, тем более, что университеты должны самостоятельно находить способы их преодоления. Важную роль играет иранская научная диаспора, сложившаяся, в основном, в странах с развитой наукой – в первую очередь, в США. Именно через диаспору университетам удается оставаться включенными в международное научное сотрудничество, хотя одновременно это и способствует «утечке умов». Статья может быть интересна исследователям, изучающим проблемы развития науки и университетов в условиях санкций, а также менеджерам университетов, занимающимся вопросами международного научного сотрудничества

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ 

35-47 77
Аннотация

Данная работа посвящена изучению эффективности освоения студентами гуманитарных и экономических направлений российских вузов дисциплины «Иностранный язык» в дистанционном формате. В статье рассмотрены разные форматы онлайн-обучения и виды образовательных технологий для изучения иностранного языка онлайн. Важным моментом является детальный анализ российской и зарубежной литературы, который позволил выявить не только преимущества и недостатки дистанционного формата обучения в вузе, но и факторы, влияющие на успешность освоения студентами программы дисциплины. К таким факторам относятся: психологическое состояние студента, технические возможности (стабильный интернет и компьютерная оснащенность), отсутствие живого контакта с преподавателем и однокурсниками, жесткие дедлайны, сложные задания. Для определения факторов, в действительности оказывающих влияние на успешность освоения студентами дисциплины «Иностранный язык», было проведено анкетирование студентов российских вузов, в котором приняли участие 290 человек из 16 ведущих вузов России. Результаты опроса показали сильные и слабые стороны онлайн-обучения иностранным языкам с точки зрения студентов. В результате построения регрессионной модели было выявлено, что психологическое состояние студентов (настроение, комфортная обстановка, отсутствие отвлекающих факторов) оказывают прямое влияние на эффективность обучения. Также примечательным оказался тот факт, что наличие записи лекции или семинара отрицательно сказывается на мотивации студентов. Основным результатом исследования являются разработанные для руководства российских вузов рекомендации авторов, направленные на адаптацию системы онлайн-обучения по дисциплине «Иностранный язык» для более эффективного ее освоения студентами: разнообразие инструментов для проведения образовательного процесса, коллаборация учащихся разных образовательных направлений, использование инструментов геймификации и др.

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ 

48-66 80
Аннотация

С целью выявления потенциала малых инновационных предприятий (МИП) вузов России в развитии инновационной экономики и активизации инновационной деятельности регионов в данной исследовательской статье анализируется набор показателей по регионам и федеральным округам страны. Показатели были собраны по следующим направлениям: уровень инновационной активности регионов, место вузов в рейтинге, год появления МИП, принадлежность МИП вузу, федеральному округу, региону, вид деятельности, выручка, комплексный показатель надежности МИП, риски. Для определения степени территориальной дифференциации функционирования МИП авторами предложен показатель «количество МИП на 1 вуз, ед./вуз». Объектом исследования выступили 1950 МИП из 422 вузов страны. Исследование основано на данных рейтинга вузов, подготовленного при поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Информационной системы по учету и мониторингу МИП научно-технической и образовательной сферы, Федеральной службы государственной статистики, портала проверки контрагентов Rusprofile.ru, а также материалах действующих стратегий социально-экономического развития регионов России. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время МИП не могут в полной мере проявить себя в качестве локомотивов развития наукоемкого, инновационного бизнеса, инструмента повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и инновационной активности регионов и сформировать опорный каркас инновационной экономики. Возможными направлениями решения указанной проблемы является развитие эффективных механизмов сбора, обобщения и тиражирования лучших практик организации деятельности МИП в вузах, а также привлечения к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава. Результаты исследования представляют интерес для региональных органов исполнительной власти, руководителей университетов и менеджмента малых инновационных предприятий в вузах.

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОТРАСЛЕЙ 

67-82 84
Аннотация

В статье анализируется институциональный ландшафт аспирантуры СССР последних лет существования, а также стран постсоветского пространства современности. В работе описывается практика подготовки научных кадров в странах постсоветского пространства, выделяются общие характеристики, обусловленные наследием советской системы, и особенности моделей отдельных стран. Эмпирическую базу исследования формируют архивные статистические данные СССР, нормативно-правовые акты и данные статистических служб, министерств и ведомств постсоветских стран. С помощью статистического анализа осуществляется оценка институциональной структуры и масштабов аспирантских школ, выбранных для исследования стран. Ключевым ограничением является дефицит необходимых для анализа статистических данных и нормативно-правовых актов по ряду стран. В результате исследования выявлено, что большинство постсоветских стран сохраняют черты советской аспирантуры по сей день. При этом на общем фоне выделяются страны Прибалтики, а также Грузия и Казахстан, чьи модели институционального устройства кардинальным образом отличаются от модели аспирантуры СССР.

83-99 63
Аннотация

Современная система подготовки кадров для транспортной отрасли претерпела существенные изменения после распада механизма распределения выпускников и переходу к трехуровневой модели подготовки в рамках высшего образования. Перманентный кризис в образовательной среде привел к возникновению диспропорций спроса и предложения. В статье проведен анализ потребностей транспортной отрасли в разрезе каждого сегмента (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный) и дана оценка возможностей системы подготовки кадров для работы на транспорте. Подведомственность университетов наложила свой отпечаток на процент специализации каждого из них и долю обучающихся за счет бюджетных ассигнований. Определение коэффициентов парной регрессии позволило сделать вывод о наличии прямой и достаточно высокой силы связи между обозначенными параметрами. Была получена оценка емкости рынка транспортной отрасли, которая показала, что в избытке в настоящее время работники авиационных предприятий. Остальные сектора дефицитны в той или иной степени. Метод передвижек позволил сделать вывод о формировании еще большего дефицита по демографическим основаниям в долгосрочной перспективе. Результатом явилось обобщение итогов подготовки кадров университетами, подведомственными Министерству транспорта РФ, а также некоторые количественные параметры потребности транспортных предприятий.

Научная новизна заключается в обосновании несбалансированности запросов транспортной отрасли с возможностями системы высшего образования. Практическая значимость работы отражается в конкретизации возникающей диспропорции в разрезе отдельных секторов транспортной отрасли. Такой подход позволяет принимать системные управленческие решения для достижения согласованности действий участников образовательного процесса.

КЕЙСЫ ЛУЧШИХ ПРАКТИК 

100-111 204
Аннотация

В статье описан опыт организации управления устойчивым развитием вуза с позиции повышения эффективности его деятельности через организацию системы эффективных контрактов и индивидуальных рейтингов профессорско-преподавательского состава. Кейс Южного федерального университета раскрывает суть реализованных управленческих решений. Целью данной статьи является описание подходов к формированию показателей и критериев эффективности для обмена опытом с другими вузами. В статье приведены методологические обоснования «эффективного контракта», результаты изучения опыта внедрения системы эффективных контрактов в организациях высшего образования на основе проведенного статистического выборочного исследования вузов, реализованного в 2021 г. в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и образования Российской Федерации. Анализ практики Южного федерального университета показал, что система эффективного контракта в целом характеризуется как эффективный инструмент управления устойчивым развитием вуза. Результаты проведенного мониторинга подтвердили, что эффективные контракты являются рабочим, требующим регулярного совершенствования инструментом управления развитием вузов.

112-119 164
Аннотация

Цель данной статьи – описание и обоснование подхода к управлению качеством образовательных программ, разработанного и апробированного в Университете ИТМО начиная с 2019 года. В статье представлены основные индикаторы оценки и результаты апробации данного подхода в университете. Основной единицей качества является образовательная программа. Она имеет продолжительный жизненный цикл и отвечает запросам большинства стейкхолдеров университета. С учетом всех особенностей образовательной программы предлагается комплексный набор показателей для оценки ее качества, что дает возможность объективно управлять ею на основе полученных данных. Для анализа жизненного цикла образовательной программы разработан внутренний рейтинг и представлены примеры рекомендаций по его итогам. Описаны преимущества подхода управления образовательными программами, представлены пути по дальнейшему развитию. Статья может быть интересна руководителям и управленческим командам высших учебных заведений, а также исследователям в области высшего образования.

РЕЦЕНЗИИ 

120-123 50
Аннотация

В рецензии дается характеристика основных идей монографии международного авторского коллектива под ред. Л.А. Осьмук, посвященной анализу аспектов взаимодействия университета и города в российском и французском контексте. Показана актуальность и уникальность проведенных исследований и обобщений, дана оценка влиянию процессов студентификации и интернационализации на российские и французские нестоличные университетские города.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)