Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Подход к управлению качеством образовательных программ на основе данных

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.025

Аннотация

Цель данной статьи – описание и обоснование подхода к управлению качеством образовательных программ, разработанного и апробированного в Университете ИТМО начиная с 2019 года. В статье представлены основные индикаторы оценки и результаты апробации данного подхода в университете. Основной единицей качества является образовательная программа. Она имеет продолжительный жизненный цикл и отвечает запросам большинства стейкхолдеров университета. С учетом всех особенностей образовательной программы предлагается комплексный набор показателей для оценки ее качества, что дает возможность объективно управлять ею на основе полученных данных. Для анализа жизненного цикла образовательной программы разработан внутренний рейтинг и представлены примеры рекомендаций по его итогам. Описаны преимущества подхода управления образовательными программами, представлены пути по дальнейшему развитию. Статья может быть интересна руководителям и управленческим командам высших учебных заведений, а также исследователям в области высшего образования.

Об авторах

К. О. Тишкина
Национальный исследовательский университет ИТМО, Департамент образовательной деятельности
Россия

Тишкина Кристина Олеговна – директор центра качества организации учебного процесса

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит.А



О. В. Елисеева
Национальный исследовательский университет ИТМО, Департамент образовательной деятельности
Россия

Елисеева Ольга Владимировна – канд. пед. наук, доцент, начальник управления качества образовательного процесса

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит.А



А. Ш. Багаутдинова
Национальный исследовательский университет ИТМО, Департамент образовательной деятельности
Россия

Багаутдинова Алия Шамилевна – канд. пед. наук, доцент, начальник департамента образовательной деятельности

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит.А



К. С. Шилова
Национальный исследовательский университет ИТМО, Департамент образовательной деятельности
Россия

Шилова Ксения Сергеевна – заместитель начальника управления качества образовательного процесса

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит.А



А. А. Ефремова
Национальный исследовательский университет ИТМО, Департамент образовательной деятельности
Россия

Ефремова Алена Александровна – заместитель директора центра качества организации учебного процесса

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит.А



Список литературы

1. Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 25.11.2021 № 1094. URL: https://docs.cntd.ru/document/727207945 (дата обращения: 02.07.2022).

2. Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: Минобрнауки Рос. Федерации от 15.02.2018 № 05–436. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298168/2b00782747a363d7a38b7e7414aa8c4e5f449f60/(дата обращения: 21.11.2022).

3. Университетская национальная инициатива качества образования (УНИКО): Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт образования. URL: https://high-edu-quality. ru/(дата обращения: 10.08.2022).

4. Козлова Д.К., Тишкина К.О., Багаутдинова А.Ш., Елисеева О.В., Руппель А.Ф. Коммуникативное взаимодействие преподавателей, студентов как ресурс повышения качества образования в университете: методические рекомендации. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. 24 с.

5. Багаутдинова А.Ш., Козлова Д.К., Руппель А.Ф., Тишкина К.О., Елисеева О.В. Практика управления качеством образования на основе опыта Университета ИТМО. Университет VS коронавирус. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. 67 с.

6. Межвузовская конференция ITMO. OPEN: Educational Practices. Программа-конструктор от Университета ИТМО: 16–18 мая 2022. URL: https://edpractices.itmo.ru/#rec303034221 (дата обращения: 10.08.2022).

7. Дзыгивский П.И. Способ оценки качества высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 19–22. 8.

8. The CDIO Standards v 2.0 (With Customized Rubrics) // CDIO Knowledge Library. 2010. December 8. Cambridge, Massachusetts: World Initiative CDIO. 14 p.

9. Framework Standards and Guideline. EUR-ACE (EAFSG). 2021. November 4. 30 p.

10. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). Brussels, Belgium, 2015. 30 p.

11. Сергеева С.Ю., Обревко Е.Д. Современные подходы и методы оценки качества образования // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 162–165.

12. Romero C, Ventura S. Educational data mining and learning analytics: An updated survey. WIREs Data Mining Knowl Discov. 2020. 30 p.

13. Свердлов М. Б., Вербицкий Е. В., Конобеев А.В., Крецу А.И., Стриканов В.Д. Образовательная аналитика: управление образовательной организацией и создание контента на основе данных.М.: НИУ ВШЭ, 2021. 65 с.

14. Аббакумов Д., Свердлов М., Комиссаров А., Буйлов О., Мельниченко А., Юрченков В., Шустрова Ю. и др. Аналитика обучения: о чем молчат данные? EduTech: информационно-аналитический журнал. СберУниверситет, 2022. 44 с.

15. Показатели качества образовательных программ. URL: https://edu.itmo.ru/files/753 (дата обращения: 06.07.2022).

16. Проект программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО». СПб. : ФГАОУ ВО «Нац. иссл. ун-т ИТМО», 2021. 214 с.


Рецензия

Для цитирования:


Тишкина К.О., Елисеева О.В., Багаутдинова А.Ш., Шилова К.С., Ефремова А.А. Подход к управлению качеством образовательных программ на основе данных. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(3):112-119. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.025

For citation:


Tishkina K.O., Eliseeva O.V., Bagautdinova A.Sh., Shilova K.S., Efremova A.A. Data-Based Approach to Educational Programs Quality Management. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(3):112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.025

Просмотров: 931


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)