№ 6 (2008)
6-11 273
Аннотация
В статье анализируются основные положения стратегии развития образования России на период до 2020 года: цели, задачи, целевые ориентиры реализации. Рассматривается основная стратегическая цель развития системы образования и отсутствие подходов по оценке степени ее достижения. Определяется взаимосвязь поставленных задач с намечаемыми результатами их решения и целевыми ориентирами по основным этапам реализации стратегии.
12-31 467
Аннотация
В статье рассмотрено содержание понятий политики и образовательной политики, освещены подходы к определению содержания образовательной политики. Предложено определение образовательной политики. Показан исторический опыт формирования образовательной политики в России и его отражение в действующих документах, посвященных развитию и модернизации образования. Приведены примеры основных положений образовательной политики в зарубежных странах. Большое внимание уделено проблемам управления формированием и реализацией образовательной политики, анализу документов, содержащих основы национальной образовательной политики в России.
32-38 399
Аннотация
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса первым из российских вузов выпустил социальный отчет. Это стало закономерным результатом реализации стратегии вуза, направленной на полезность обществу. Автор рассматривает социальный отчет как важный инструмент укрепления стратегического партнерства между вузом и заинтересованными сторонами, подтверждения качества и прозрачности работы университета.
На основе анализа используемых в мировой практике стандартов социальной отчетности и практики зарубежных вузов по ее подготовке в статье предложены критерии и показатели, используемые ВГУЭС при подготовке своего социального отчета.
На основе анализа используемых в мировой практике стандартов социальной отчетности и практики зарубежных вузов по ее подготовке в статье предложены критерии и показатели, используемые ВГУЭС при подготовке своего социального отчета.
38-45 238
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования лояльности сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, которая рассматривается в контексте стратегического планирования деятельности вуза. Автором представлен концептуальный подход к формированию и сохранению лояльности сотрудников вуза. Автором также сформулированы ключевые этапы программы формирования лояльности сотрудников вуза.
46-51 240
Аннотация
В статье обобщен опыт развития исследовательского потенциала в рамках реализации стратегии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Проведен анализ показателей, характеризующих состояние, динамику и проблемы научно-исследовательской деятельности в вузе. Определены направления повышения исследовательского потенциала университета и качества научно-исследовательской деятельности.
52-56 315
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность формирования и подготовки кадрового резерва высшего учебного заведения. С помощью исследования выявлены ряд мотивирующих факторов кадрового резерва на примере Томского политехнического университета.
57-61 254
Аннотация
В статье раскрываются социально-экономические условия рыночной экономики, которые определяют новые приоритеты деятельности руководителей образовательных учреждений и остро ставят вопрос о необходимости повышения их профессионализма в управлении образовательными учреждениями и специальной подготовке.
Задача эффективного осуществления управленческих функций требует, чтобы современный вузовский руководитель овладел необходимыми компонентами менеджерского мастерства: умением взаимодействовать с людьми разного уровня (студенты, аспиранты, преподаватели, вспомогательный персонал, родители, деловые круги, начальство), устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами и др. Без наличия у вузовского управленца определенного уровня профессиональной компетентности, в том числе управленческой, экономической, научной, педагогической, правовой, не позволит ему стать конкурентоспособным и эффективно управлять подразделением или вузом в целом. Все это предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке руководителей вузовских структур. Необходимы планомерные усилия по организации непрерывного обучения этой категории кадров с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личным качествам управленцев применительно к сфере высшего образования.
Задача эффективного осуществления управленческих функций требует, чтобы современный вузовский руководитель овладел необходимыми компонентами менеджерского мастерства: умением взаимодействовать с людьми разного уровня (студенты, аспиранты, преподаватели, вспомогательный персонал, родители, деловые круги, начальство), устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами и др. Без наличия у вузовского управленца определенного уровня профессиональной компетентности, в том числе управленческой, экономической, научной, педагогической, правовой, не позволит ему стать конкурентоспособным и эффективно управлять подразделением или вузом в целом. Все это предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке руководителей вузовских структур. Необходимы планомерные усилия по организации непрерывного обучения этой категории кадров с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личным качествам управленцев применительно к сфере высшего образования.
62-68 280
Аннотация
Статья посвящена оценке готовности российской системы ВПО к образовательной реформе, ориентированной на вуз как экономически самостоятельную единицу. Автором уточняется понятие экономической устойчивости, проводится анализ более чем 200 вузов с выявлением ее сбалансированных моделей, формулируются условия безболезненного проведения реформы.
69-78 290
Аннотация
Статья посвящена исследованию самооценки как одного из инструментов современного менеджмента качества в вузе. Отражены существующие подходы к определению данного понятия, возможности применения в вузе, принципы самооценки деятельности вуза. Рассмотрен опыт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева по использованию самооценки для оценки результативности деятельности. Выявлены преимущества и ограничения данного инструмента. Показана роль и возможности использования результатов самооценки в процессе совершенствования деятельности университета.
79-84 255
Аннотация
В статье приводится анализ возможности использования традиционных для промышленности и сферы услуг методов мониторинга и контроля качества в образовании. Авторы предлагают формат инвариантной методики мониторинга, которая позволит специалистам образовательных учреждений проводить самооценку и аудит различных видов деятельности.
85-89 330
Аннотация
Предложена методика построения структурно-информационной модели научной деятельности вуза и создания на ее основе соответствующей информационно-аналитической системы. Указанная задача актуальна для многих российских университетов. Ее решение способствует модернизации системы управления, созданию системы контроля качества, интеграции в мировое образовательное пространство. В качестве примера описана реализация данной методики в Пермском государственном университете.
90-94 278
Аннотация
В статье анализируются задачи российских университетов в условиях становления экономики знаний. Обсуждается инновационный характер деятельности вузов по созданию и внедрению моделей управления. Обосновывается необходимость перехода университетов от функции управления изменениями, по факту их свершения, к новой парадигме управления на основе организационных знаний. Предлагается системный подход к организации управления инновационным университетом на основе знаний. Уточняется сущность и концепция корпоративных организационных знаний вуза.
96-101 236
Аннотация
В статье обсуждаются задачи и перспективы создания дальневосточного федерального университета. По мнению автора, создание новых федеральных университетов в результате механического соединения вузов, различных по уровню развития, качеству образовательного и научно-исследовательского процессов, чревато возникновением серьезных проблем, снижающих эффективность формирующейся системы образования. Анализируя две предложенные концепции федерального вуза на Дальнем Востоке, Г.Лазарев считает целесообразным развитие нового федерального университета на основе модели ДВГТУ. При этом автор обращает внимание на то, что концепция ДВФУ должна приниматься с учетом выявленных проблем развития российской и международной высшей школы на основе жесткой привязки к нуждам социально-экономического развития региона и последовательной интеграции вузов по мере создания соответствующих условий.
ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)
ISSN 1999-6659 (Online)