Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 3 (2010)
 
7-12 141
Аннотация
Анализируются современное состояние и проблемы профессионального образования с позиции модернизации на основе перехода к инновационной экономике. Рассмотрены приоритетные направления развития профессионального образования.
 
12-15 206
Аннотация
Освещаются процессы интернационализации в сфере высшего образования на примере Российского университета дружбы народов. Рассматривается управление процессом интернационализации на институциональном уровне, с учетом организационного и содержательного аспектов.
 
16-20 151
Аннотация
Мировой экономический кризис показал неготовность бизнес-образования оперативно реагировать на возникшие проблемы. Одними из причин являются отсутствие современной модели топ-менеджера, соответствующей сложившейся экономической ситуации; размытость стартовых характеристик слушателя бизнес-школ; неспособность обеспечить опережающее прогнозное обучение, учитывающее возможности возникновения кризисов, и др. Все указанные проблемы необходимо решать в тесном единстве производства, академической науки и реформируемой системы бизнес-образования. В статье предложена логика их решения.
 
21-26 162
Аннотация
В условиях развития инновационной экономики одной из важнейших стратегических задач университетов становится развитие студенческого инновационного предпринимательства. В статье автором дается оценка существующих в настоящее время условий для развития студенческого бизнеса на основе анализа политических инициатив, инновационной инфраструктуры и ментальных аспектов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу результатов исследования отношения студентов к предпринимательству в России и Финляндии и выявлению потенциала к развитию малого студенческого бизнеса в вузе.
 
27-31 135
Аннотация
Выдвинута и доказывается гипотеза, что главный фактор для статуса федерального университета - массовое внедрение профессорами авторских лекционных курсов. Авторский курс основывается на выполненных профессором творческих научно-исследовательских работах. Это важно для движения страны в направлении модернизации и инновации. Предложен перечень конкретных мер, необходимых для модернизации образования на уровне как министерства, так и федерального университета.
 
32-35 136
Аннотация
Рассмотрены возможности и обоснована необходимость дальнейшего развития на факультете экономики и управления Уральского федерального университета инженерно-экономических дисциплин, что будет способствовать подготовке специалистов, способных деятельно продвигать в жизнь процессы модернизации отечественного производства на инновационной основе.
 
36-40 147
Аннотация
Обсуждаются активные формы обучения, специфика их применения для разных категорий обучающихся в вузе. Особое внимание уделено современной дистанционной форме обучения. Выявлены проблемы применения активных форм обучения в практике и поставлены стратегические задачи, которые позволили бы эти проблемы минимизировать.
 
41-47 164
Аннотация
Раскрывается проблема отсутствия учебников для новых уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры. Анализируются различные варианты учебно-методического сопровождения специальных дисциплин в магистратуре. Обосновывается вывод, что фундаментом учебно-методического обеспечения магистерской дисциплины должен быть именно учебник, имеющий принципиальные отличия от учебника специалитета. Формулируются восемь требований, которые должны сформировать новое качество магистерского учебника. Раскрывается авторский опыт написания и редактирования учебно-методической литературы, предназначенной для магистрантов.
 
48-53 164
Аннотация
Научно-инновационная сфера - жизненно необходимая часть деятельности вуза, без развития которой невозможно повысить его конкурентоспособность на настоящем этапе развития системы высшего образования. Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность осуществлялась последовательно и на постоянной основе, которая обеспечивается за счет создания действенной системы управления. В данной работе предложен общий подход к управлению научно-инновационной деятельностью в СМК вуза, которую было предложено рассматривать с двух позиций: как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза, и как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов.
 
54-61 176
Аннотация
Представлена автоматизированная система рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. Система создана для оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и централизованного сбора данных, обработки и подготовки отчетов научно-исследовательской части и учебно-методического управления, а также для стимуляции и активизации творческой педагогической и научной деятельности сотрудников кафедр в течение календарного года. Система является основой для распределенного сбора и автоматизированного мониторинга аспектов научной и образовательной деятельности вуза.
 
62-69 169
Аннотация
Анализируется опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по развитию стратегического партнерства с бизнес-средой. Авторы рассматривают основные интересы и ожидания партнеров, а также барьеры, возникающие на пути эффективного взаимодействия. Для обеспечения конкурентоспособности и лидерства в инновационном развитии экономики университет активно внедряет формы и механизмы сотрудничества, адекватные конкретным экономическим условиям региона. Новому качеству образовательных услуг университета способствует усиление практикоориен-тированности подготовки за счет вовлечения в учебный процесс представителей бизнес-среды, пересмотра подходов к организации практик и стажировок студентов в компаниях-партнерах и к исследовательской работе студентов по заказам предприятий.
 
70-77 193
Аннотация
Рассматривается проблема низкой конкурентоспособности студенческой молодежи. Выявлены объективные требования предприятий-работодателей к качествам, обеспечивающим конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Приведены результаты оценки уровня конкурентоспособности студенчества на основе опроса экспертов. Представлены механизмы управления конкурентоспособностью студенчества.
 
78-82 178
Аннотация
Сокращение бюджетного финансирования резко повышает актуальность эффективного использования всех видов ресурсов вуза. Первым шагом на этом пути является создание качественной системы управленческого учета. На ее основе может быть реализована комплексная программа повышения эффективности использования всех видов ресурсов вуза, и прежде всего человеческих ресурсов. Реализация программы ресурсосбережения требует больших организационных усилий и соблюдения рационального баланса интересов.
 
83-86 162
Аннотация
Большинство высших учебных заведений имеют финансирование за счет бюджетных средств и могут получать дополнительные доходы от внебюджетной деятельности. В статье предлагается новая группировка по уровням формирования финансовой базы бюджетных учреждений. Это позволит более точно оценивать эффективность функционирования высших учебных заведений.
 
87-95 165
Аннотация
Проанализирована существующая процедура замещения должностей профессорско-преподавательского состава, выявлены ее недостатки и предложены пути их устранения. Разработана концепция федерального информационного портала для размещения объявлений о замещении должностей профессорско-преподавательского состава. Сформулированы основные принципы методики оценки соискателей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)