Preview

University Management: Practice and Analysis

Advanced search

Teaching standards of higher education: challenges to organizational and methodic support

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.019

Abstract

The present paper is categorized as a research paper. The research objective is the analysis of scientific basis for the contents of course documentation for Federal State Standards for Higher Education. The paper explores and analyses problems of adaptation of contents and organization of Russian higher education to the results of the Bologna process. The analysis indicates that mechanical approaches to the interpretation of the concept of competences exert an overwhelming influence on the development of methodical guidelines and normative frameworks of organizational and methodic Documentation for Federal State Educational Standards of Higher Education. These approaches manifest in formal bureaucratic descriptions of proficiency in basic professional education programs presented as competency passports whose current contents hold no practical significance whatsoever for training modern specialists. The paper proposes original practices for development of course documentation conforming to Federal State Standards for Higher Education that implements a competence-based approach based on the fundamental properties of cross-disciplinarity, polyvalence and cumulativity, as well as supplementary materials on competence formation methods. The proposed recommendations and practical materials can also be used by lecturers in higher schools and university department managers for development of course documentation to implement a competence-based approach.

About the Authors

O. B. Tomilin
Mordovia State University
Russian Federation


L. V. Fomina
Mordovia State University
Russian Federation


O. O. Tomilin
Mordovia State University
Russian Federation


References

1. Макаркин Н. П., Томилин О. Б. Болонский процесс и российское высшее образование // Интеграция образования. 2004. № 3 (36). C. 3-9.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2002. 509 с.

3. Айзенк Г. Новые IQ-тесты. М.: ЭКСМО, 2003. 192 с.

4. Дублинские дескрипторы [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/Tem-pus-3call.pdf (дата обращения: 02.05.2016).

5. Trends 2003: Progress towards the European Higher Education Area; Graz Declaration; Trends in Learning Structures in European Higher Education III. Июль 2003. № 3. С. 22-234.

6. Болонский процесс: Европейская и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 220 с.

7. Ларионова М. В., Горбунова Е. М. Проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» // Вестн. международ. организаций. 2006. № 8. С. 41-55.

8. Томилин О. Б., Томилин О. О. Федеральные государственные образовательные стандарты и российская высшая школа // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6 (88). С. 55-69.

9. Томилин О. Б., Томилин О. О. Проблемы компетент-ностного подхода в высшем профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1 (89). С. 44-55.

10. Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенций : метод. указания для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2010. 52 с.

11. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании : учеб. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 228 с.

12. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступивших к освоению основных образовательных программ вузов: рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 132 с.

13. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании : монография. Ростов н/Д.: Аркол, 2010. 386 с.

14. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Нац. образование, 2012. 416 с.

15. Ефремова Н. Ф., Заярная И. Ю., Максимов С. М., Могильницкая Л. В. Эртель А. Б. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе : учеб.-метод. пособие. М.: Нац. образование, 2013. 205 с.

16. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007. 224 с.

17. Методические указания по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствия профессиональным стандартам. Минобрнауки РФ от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн.

18. Розина Н. М. Химик, влюбленный в педагогику. Аккредитация в образовании [Электронный журнал]. № 73. 28.08.2014.

19. Томилин О. Б. «Оптимистическая трагедия» университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. C. 7-11.

20. Котлобовский И. Б., Караваева Е. В., Зырянов В. В., Ковтун Е. Н., Синяков А. В., Телешова И. Г., Коршунов С. В., Сазонов Б. А. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии // Высш. образование в России. 2012. № 8-9. C. 3-14.

21. Зырянов В. В., Котлобовский И. Б., Синяков А. В. Готовность вузов к реализации ФГОС ВПО (организационный аспект) // Высшее образование в России. 2012. № 12. C. 3-13.

22. Ефремова Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО [Электронный ресурс]. URL: http://www.MyShared.ru/slide/130824 (дата обращения 02.05.2016).

23. Мензул Е. В. Методы и формы контроля знаний студентов: компетентностный подход [Электронный ресурс]. URL: http://www.MyShared.ru/slide/1264510 (дата обращения: 02.05.2016).

24. Максимов Н. И. Предложения к концепции разработки оценочных средств в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.MyShared.ru/slide/77852 (дата обращения: 02.05.2016).

25. Компетентностная модель выпускника в ООО ВПО. Технологии формирования общекультурных компетенций [Электронный ресурс]. URL: http://www. MyShared.ru/slide/172379 (дата обращения: 02.05.2016).

26. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2009. 84 с.

27. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н., Мелехова О. П., Родионова С. Е., Тарлыкин В. А., Шехонин А. А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.

28. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование) : метод. пособие для преподавателей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 168 с.

29. Методические рекомендации по разработке паспорта компетенций [Электронный ресурс]. URL: www.bsu.ru/../metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-pasporta-kompetencii (дата обращения: 02.05.2016).


Review

For citations:


Tomilin O.B., Fomina L.V., Tomilin O.O. Teaching standards of higher education: challenges to organizational and methodic support. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):83-94. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.019

Views: 638


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)