Предпринимательское образование в аграрных университетах России
https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.025
Аннотация
В статье анализируется состояние и развитие предпринимательского образования в российских аграрных университетах с использованием эмпирических данных, полученных с применением ручного контент-анализа топ-10 аграрных университетов страны. Основными направлениями исследования являются программы и курсы предпринимательского образования, внеучебное обучение предпринимательству и инфраструктура поддержки предпринимательского образования в аграрных университетах. Основные результаты исследования: дана количественная характеристика предпринимательским программам и курсам, реализуемым в аграрных университетах, с последующим выявлением отраслевой компоненты в них; выявлено распределение предпринимательских программ по направлениям; установлена степень представленности в предпринимательских программах курсов, действительно формирующих предпринимательские компетенции, в том числе соответствующие требованиям агробизнеса; определены особенности и содержание внеучебной работы по обучению предпринимательству в аграрных университетах; изучен опыт построения инфраструктуры поддержки предпринимательского образования в аграрных университетах. Научная новизна работы определяется полученными результатами о состоянии предпринимательского образования в аграрных университетах страны и раскрытием проблем, сдерживающих его развитие. Научная ценность работы определяется представленными материалами и выводами, вносящими вклад в изучение предпринимательского образования в высшей школе, раскрывающими особенности предпринимательского образования в отраслевых (аграрных) университетах и обосновывающими необходимость дальнейших исследований в данном направлении с использованием перекрестных данных. Целевая аудитория статьи – руководители университетов и структурных подразделений, ответственные за инновационное развитие вуза, разработчики программ, а также исследователи, преподаватели и эксперты в области развития предпринимательства.
Об авторе
А. З. УлимбашевРоссия
Улимбашев Ахмедхан Заурбекович – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета,
196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 2
Список литературы
1. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшая школа экономики, 2011. 240 с.
2. Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Terra B. R. C. The future of the university and the university of the future: Evolution of the ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy. 2000. Vol. 29. P. 313–330. DOI: 10.1016/S0048-7333(99)00069-4
3. Wissema J. G. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Edward Elgar Publishing, 2009. 272 р. DOI: 10.4337/9781848446182.
4. Абрамян Г. А., Аванесян К. А., Хусейн А. А. У. А. И. и др. Развитие экосистемного подхода в концептах и терминах новой экономики. Ростов-на-Дону : Нико, 2021. 319 с.
5. Гешко О. А., Алексеенко Е. В., Геращенко И. П. Образовательное предпринимательство как фактор формирования предпринимательских компетенций молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. DOI: 10.17513/spno.32163.
6. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5–17.
7. Jamieson I. Education for enterprise // Watts A. G., Moran P. CRAC. Cambridge : Ballinger, 1984. Р. 19–27.
8. Gorman G. G., Hanlon D., King W. Some Research Perspectives on Entrepreneurship Education, Enterprise Education and Education for Small Business Management: A Ten-Year Literature Review // International Small Business Journal. 1997. Vol. 15. P. 56–77.
9. Branca E., Vanderstraeten J., Slabbinck H., Maes I. M. R. The impact of entrepreneurial education on key entrepreneurial competencies: A systematic review of learning strategies and tools // The International Journal of Management Education. 2025. Vol. 23, iss. 2. P.101–144. DOI: 10.1016/j.ijme.2025.101144.
10. Чепьюк О. Р. Предпринимательское мышление – универсальная компетенция выпускника вуза // ЭКО. 2023. № 3 (585). С. 47–67. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-3-47-67.
11. Garavan T. N., Cinnéide B. Ó. Entrepreneurship education and training programmes: A review and evaluation – Part 2 // Journal of European Industrial Training. 1994. Vol. 18. P. 13–21.
12. Kirby D. A. Entrepreneurship education: can business schools meet the challenge? // Education + Training. 2004. Vol. 46, nr 8/9. P. 510–519. DOI: 10.1108/00400910410569632
13. Johannisson B. University training for entrepreneurship: Swedish approaches // Entrepreneurship and Regional Development. 1991. Vol. 3. P. 67–82.
14. Debarliev S., Janeska-Iliev A., Stripeikis O., Zupan B. What can education bring to entrepreneurship? Formal versus non-formal education // Journal of Small Business Management. 2020. Vol. 60. P. 219–252.
15. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg : Publication Office of the European Union, 2016. 39 p.
16. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 22–33.
17. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15, № 1 (81). С. 45–61. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.
18. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248–276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276.
19. Чепьюк О. Р. Предпринимательское образование в исследовательском университете // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 157–163. DOI: 10.52452/18115942_2022_2_157.
20. Алексеева Е. В., Баранова И. П., Васильев А. И. и др. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. 424 с.
21. Никольский В. С., Рубин Ю. Б., Сорокин П. С. Предпринимательское образование как предмет научно-го исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 38–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53.
22. Дерябина Г. Г., Можжухин Д. П., Памухин Ю. Г., Потапова О. Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современная конкуренция. 2022. Т. 16, № 1. С. 108–125. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.
23. Бутрюмова Н. Н., Слепнева Ю. Н. Вовлечение студентов в инновационное предпринимательство: опыт НИУ ВШЭ – Нижний Новгород // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2016. № 1. С. 91–124.
24. Oparaocha G., Pokidko D., Adagbon R. et al. Videography in the 21st century higher education: insights and propositions from the entrepreneurship discipline // Creative Education. 2014. Vol. 5 (13). P. 1213. DOI: 10.4236/ce.2014.513137.
25. Fischer S., Rosilius M., Schmitt J., Bräutigam V. A Brief Review of Our Agile Teaching Formats in Entrepreneurship Education // Sustainability. 2022. Vol. 14 (1). P. 251. DOI: 10.3390/su14010251
26. Morris M. H., Webb J. W., Fu J., Singhal S. A competency-based perspective on entrepreneurship education: conceptual and empirical insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 15, nr 3. P. 352–369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.
27. Коротков А. В. Зобнина М. Р. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 96 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1926-4.
28. Константинова Л. В., Шубенкова Е. В., Ворожихин В. В. и др. Развитие предпринимательского образования в вузах. Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 12. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. 120 с.
29. Зобнина М., Коротков А., Рыжков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах // Форсайт. 2019. Т. 13, № 4. С. 69–81. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81.
30. Бурнашева Э. П. Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе // Креативная экономика. 2022. Т. 16, № 10. С. 3827–3838. DOI: 10.18334/ce.16.10.116311.
31. Литвинова Р. Н., Потанина М. В., Абдрахманова А. А. Образовательная среда вуза как ресурс развития предпринимательских компетенций студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6 (86). С. 116-121. DOI: 10.24158/spp.2021.6.19.
32. Красикова Т. Ю., Киреенко А. П. Мотивация студенческого предпринимательства и роль университетской инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. 2022. № 5 (71). С. 277–291. DOI: 10.51832/2223798420225277.
33. Николаев В. К., Скворцов А. А. Модель предпринимательского университета в контексте регионального развития: опыт Московского Политеха // Terra Economicus. 2023. Т. 21, № 1. С. 108–121. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-108-121.
34. Сорокин П. С. Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей? // Современная аналитика образования. 2021. № 10 (59). С. 1–52.
35. Kuttima M., Kallastea M., Venesaara U., Kiisb A. Entrepreneurship Education at University Level and Students’ Entrepreneurial Intentions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 110. P. 658–664.
36. Лукаш А. В. Университетская среда в институционализации молодежного предпринимательства // Инновационная экономика и общество. 2022. № 2 (36). С. 62–72.
37. Alam A., Ghatak A., Bhowmick B. Success Components of University Entrepreneurial Ecosystem: A Multimethod Exploration // IEEE Transactions on Engineering Management. 2024. Vol. 71. P. 6406–6419.
38. Тихонова А. В. Развитие индивидуальной предпринимательской инициативы в АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 9. С. 59–66. DOI: 10.32651/229-59.
39. Неклюдова В. В. Формирование компетентности студентов аграрного вуза в сфере предпринимательства // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57–11. С. 63–69.
40. Bednarikova Z., Bavorova M., Ponkina E. Entrepreneurial intention of agriculture undergraduates in Russia // Agricultural and Resource Economics. 2020. Vol. 6 (1). P. 5–22.
41. Клюев А. К., Багирова А. П., Яшин А. А. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. 2017. Т. 11, № 1 (61). С. 6–20.
42. Sorokin P. S. Skills as declared learning outcomes of entrepreneurship training in higher education institutions across the globe: Classification and analysis with a focus on thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 46. P. 101–177. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101177.
43. Яшин А. А., Клюев А. К., Багирова А. П. Программы предпринимательского образования в современных российских университетах: региональный аспект // Современная конкуренция. 2019. Т. 13, № 1 (73). С. 6–16.
44. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Факторы конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству // Экономика. Налоги. Право. 2024. Т. 17, № 4. С. 31–41. DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-4-31-41.
45. Широкова Г. В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов // Бизнес-образование. 2012. № 1. С. 35–40.
Рецензия
Для цитирования:
Улимбашев А.З. Предпринимательское образование в аграрных университетах России. Университетское управление: практика и анализ. 2025;29(3):134-148. https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.025
For citation:
Ulimbashev A.Z. Entrepreneurial Education in Russian Agrarian Universities. University Management: Practice and Analysis. 2025;29(3):134-148. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.025

























