Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Взаимодействие вузов с индустриальными партнёрами в условиях технологической модернизации страны

https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.024

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы о роли вузов в технологической модернизации страны, которая требует не только качественного образования и науки, но и сильного партнёрства между вузами и индустриальным сектором. Цель – проанализировать ключевые показатели взаимодействия вузов с индустриальными партнёрами в условиях технологической модернизации России на базе оценки таких статистических показателей, как объем НИОКР, доходы от РИД, лицензионные соглашения, число слушателей программ дополнительного профессионального образования, число предприятий с договорами на подготовку специалистов, предприятия, являющиеся базами практики, на базе которой сформирован ряд кластеров вузов. Разработаны управленческие рекомендации по усилению интеграции образования, науки и промышленности для устойчивого технологического развития страны. Исследование проведено на примере одного из ведущих по НТР регионов РФ – Республики Татарстан, где 44 вуза сгруппированы в ряд кластеров: лидеры технологической модернизации, которые особенно сильны в НИОКР и имеют высокие показатели по всем параметрам (КФУ); практико-ориентированные вузы с высокими значениями по взаимодействию с индустриальными партнёрами (ПГУФКСиТ, КГАУ, КИУ и др.); научно-исследовательские центры, являющиеся лидерами в интеллектуальной деятельности и НИОКР, но отстающие по параметрам образовательной кооперации (Иннополис и КНИТУ); аутсайдеры, отстающие по всем направлениям (ряд вузов творческой направленности и частных); узкие специалисты, лидирующие по 1–2 анализируемым показателям (КНИТУ-КАИ, КГЭУ, КГМУ, и др.). Для каждого кластера разработаны рекомендации для принятия управленческих решений с целью стимулирования кооперации с индустриальным сектором. Статистической базой выступили данные Минобрнауки РФ. Для проведения исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ (сопоставление вузов), структурный и динамический анализ (оценка вузов по различным индикаторам), кластерный анализ (группировка вузов). Материалы могут быть полезны руководству региона, вузов и предприятий для принятия стратегических решений.

Об авторах

А. А. Гатауллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Гатауллина Алия Аюповна – кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и оценки бизнеса Института управления, экономики и финансов

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18



А. А. Зяббарова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Зяббарова Алина Айратовна – ассистент кафедры проектного менеджмента и оценки бизнеса Института управления, экономики и финансов

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18



А. Р. Федотова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Федотова Арина Романовна – студент Института управления, экономики и финансов

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18



Список литературы

1. Гатауллина А. А., Зяббарова А. А. Управление научно-технологическим развитием регионов Приволжского федерального округа: обзор государственных программ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 4. С. 126–140. DOI: 10.21869/2223-1552-2024-14-4-126-140.

2. Weckowska D. M. Learning in University Technology Transfer Offices: Transactions-Focused and Relations-Focused Approaches to Commercialization of Academic Research // Technovation. 2015. Vol. 41–42. P. 62–74. DOI 10.1016/j.technovation.2014.11.003.

3. Santoro M. D., Chakrabarti A. K. Building Industry-University Research Centers: Some Strategic Considerations // International Journal of Management Reviews. 1999. Vol. 1 (3). P. 225–244. DOI: 10.1111/1468-2370.00014.

4. Laursen K., Salter A. Searching High and Low: What Types of Firms Use Universities as a Source of innovation? // Research Policy. Vol. 33 (8). P. 1201–1215. DOI: 10.1016/j.respol.2004.07.004.

5. Меликян А. В. Факторы результативности научно-исследовательского сотрудничества вузов и бизнеса // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 2. С. 96–110. DOI: 10.15826/umpa.2024.02.018.

6. Серова А. В., Суханова Е. А., Отт М. А. Как преодолеть разрыв высшего образования с требованиями рынка труда? Организационные модели взаимодействия с работодателями // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 2. С. 120–130. DOI: 10.15826/umpa.2024.02.020.

7. Gataullina A. A., Ildarkhanova A. K. Research Methodology of Regional Aspect of Management of Engineering Universities // Mantulenko V. Proceedings of the 4th International Conference Engineering Innovations and Sustainable Development. Springer, 2025. Vol. 648. Р. 423–431. DOI: 10.1007/978-3-031-92520-7_57.

8. Kunttu L. Educational Involvement in Innovative University–Industry Collaboration // Technology Innovation Management Review. 2017. Vol. 7 (12). P. 14–22. DOI: 10.22215/timreview/1124.

9. Perkmann M., Tartari V., McKelvey M., Autio E. et al. Academic Engagement and Commercialization: A Review of the Literature on University–Industry Relations // Research Policy. 2013. Vol. 42 (2). P. 423–442. DOI: 10.1016/j.respol.2012.09.007.

10. Анциферова И. В., Бельтюкова С. М., Кошин В. А., Анциферова А. С. Инвестиции в науку как основа эффективного развития региона (на примере Пермского края) // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 414–420.

11. Галиева Л. Э., Чертина И. В. Влияние государственных инвестиций на развитие образования в России // Теоретический и практический потенциал современной науки: сборник научных статей. М.: Перо, 2021. С. 115–120.

12. Бельмас С. М. Подготовка кадров для инициирования проектов цифровизации предприятий в Пермском крае // Шумпетеровские чтения: материалы IX Международной научно-практической конференции, 27–28 января 2020 г. Пермь : Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2020. С. 85–92.

13. Erkkiläa T. Trapped in University Rankings: Bridging Global Competitiveness and Local Innovation // International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29, iss. 1–2. P. 38–60.

14. Bürger R., Fiates G. G. S. Fundamental elements of university-industry interaction from a grounded theory approach // Innovation & Management Review. 2024. Vol. 21 (1). P. 28-43. DOI: 10.1108/INMR-08-2021-0156.

15. Johnston A., Wells P., Woodhouse D. Examining the roles of universities in place-based industrial strategy: which characteristics drive knowledge creation in priority technologies? // Regional Studies. 2021. Vol. 57 (6). P. 1084–1095. DOI: 10.1080/00343404.2021.1956683.

16. Шильченко Т. Н. Интеграция образования, науки и бизнеса через кластерные модели для эффективного развития экономики страны // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2021. № 2. С. 36–40.

17. Митяков C. Н., Ширяев М. В., Яковлева Н. Н. Кластерная модель взаимодействия технических вузов с промышленными предприятиями // Экономика промышленности. 2013. № 4. С. 36–39. DOI: 10.17073/2072-1633-2013-4-36-39.

18. Шуклина Е. А., Певная М. В. Предприятия и вузы региона: формы сетевых взаимодействий в оценках экспертов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 86–99. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.029.

19. Балясникова Т. С. Кластерная модель стратегического партнерства предприятий и образовательных организаций // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 16–19.

20. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. New York : The Free Press, 1990. 875 p.

21. Тайкулакова Г. С., Мырзахмет М. К., Мырзахмет Б. К., Базарханова Г. О. Анализ предпринимательской активности региональных университетов в процессе создания промышленных кластеров // Economy: strategy and practice. 2024. № 19 (2). С. 100–122. DOI: 10.51176/1997-9967-2024-2-100-122.

22. Шкарина Т. Ю., Пузырева А. А., Трущенко А. Н. Модели взаимодействия между образованием и бизнесом: анализ, тенденции и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2024. Вып. 8. С. 64–69. DOI: 10.24412/2071-6168-2024-8-64-65.

23. Курбатова М. В., Каган Е. С., Вшивкова А. А. Региональное развитие: проблемы формирования и реализации научно-технического потенциала // ТЕRRА ECONOMICUS. 2018. Т. 16, № 1. С. 101–117.

24. Сафиуллин М. Р., Гатауллина А. А., Ильдарханова А. К., Динмухаметова А. А. Разработка индекса развития региональной высшей школы (на примере регионов Российской Федерации) // Российский экономический журнал. 2023. № 5. С. 97–111. DOI: 10.52210/01309757_2023_5_97.

25. Сафиуллин М. Р., Гатауллина А. А., Ильдарханова А. К., Кузьмишин И. А. Кластеризация регионов российской федерации по уровню развития высшей школы и конкурентоспособности экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 4. С. 23–42. DOI: 10.15826/umpa.2023.04.031.

26. Etzkowitz H. The norms of entrepreneurial science: cognitive effects of the new university-industry linkages // Research Policy. 1998. Vol. 27. P. 823–833. DOI: 10.1016/S0048-7333(98)00093-6.

27. Benneworth P., Kitagawa F. Universities and Regional Development in the Periphery // The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions. 2017. P. 1–7. DOI: 10.1007/978-94-017-9553-1_353-1.

28. Heaton S., Siegel D., Teece D. Universities and innovation ecosystems: a dynamic capabilities perspective // Industrial and Corporate Change. 2019. Vol. 28 (4). P. 1–19. DOI: 10.1093/ICC/DTZ038.

29. Cai Y., Ferrer B., Lastra J. Building UniversityIndustry Co-Innovation Networks in Transnational Innovation Ecosystems: Towards a Transdisciplinary Approach of Integrating Social Sciences and Artificial Intelligence // Sustainability. 2019. Vol. 11, nr 17. DOI: 10.3390/SU11174633.

30. Shtykhno D., Petrov A. Interaction between higher educational institutions and their partners // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2023. Vol. 243, nr 5. P. 85–97. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-243-5-85-97.

31. Terán-Bustamante A., Martínez-Velasco A., López-Fernández A. University–Industry Collaboration: A Sustainable Technology Transfer Model // Administrative Sciences. 2021. Vol. 11, nr 4. DOI: 10.3390/admsci11040142.

32. Santoro M., Chakrabarti A. Firm size and technology centrality in industry-university interactions // Research Policy. 2002. Vol. 31. P. 1163–1180. DOI: 10.1016/S0048-7333(01)00190-1.

33. Evans N., Miklošík A., Du J. University-industry collaboration as a driver of digital transformation: Types, benefits and enablers // Heliyon. 2023. Vol. 9. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e21017.

34. Hailu A. The role of university–industry linkages in promoting technology transfer: implementation of triple helix model relations // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2024. Vol. 13. P. 1–17. DOI: 10.1186/s13731-024-00370-y


Рецензия

Для цитирования:


Гатауллина А.А., Зяббарова А.А., Федотова А.Р. Взаимодействие вузов с индустриальными партнёрами в условиях технологической модернизации страны. Университетское управление: практика и анализ. 2025;29(3):117-133. https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.024

For citation:


Gataullina A.A., Zyabbarova A.A., Fedotova A.R. University–Industry Cooperation under the Conditions of Technological Modernization in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2025;29(3):117-133. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2025.03.024

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)