Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Для кого и почему доступны ведущие вузы в России?

https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015

Аннотация

Статья посвящена оценке доступности обучения в ведущих вузах России для жителей различных регионов страны. Цель публикации – описать методику оценки доступности обучения в ведущих вузах страны для потенциальных абитуриентов, проживающих в тех или иных субъектах Российской Федерации, и результаты ее апробации. В статье приводится анализ уровня территориальной, экономической, образовательной и организационной составляющих доступности обучения в ведущих вузах России по программам бакалавриата и специалитета по очной форме в отношении всех регионов страны, а также интегрального показателя доступности ведущих вузов для абитуриентов из каждого субъекта Российской Федерации. Исследование основано на данных сводных форм ВПО-1 Минобрнауки России о приеме на обучение по программам высшего образования в региональном разрезе, на сведениях Федеральной службы государственной статистики России и Единой межведомственной информационной справочной системы, а также на информации официальных сайтов ведущих вузов страны о стоимости обучения и результатах приемных кампаний 2023/24 уч. года. Результаты оценки позволили выделить группу регионов, характеризующихся относительно низким уровнем доступности обучения в ведущих вузах для их жителей, а также определить, чем именно это обусловлено. Полученные выводы могут служить основой для соответствующих управленческих решений федеральных и региональных органов государственного управления, а также руководства ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов страны по повышению уровня доступности обучения в этих вузах.

Об авторах

Т. Н. Блинова
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Дальневосточный институт управления – филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Блинова Татьяна Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления – филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5

680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33



А. В. Федотов
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Федотов Александр Васильевич – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



Е. А. Полушкина
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Полушкина Елена Анатольевна – заместитель директора

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5



Список литературы

1. Аникина Е. А., Лазарчук Е. В., Чечина В. И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 355–358.

2. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. 437 с.

3. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Доступность услуг высшего образования: понятие и методики оценки // Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 128–141. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-128-141

4. Блинова Т. Н. Совершенствование территориально-отраслевых механизмов управления доступностью услуг высшего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) ; дис. … канд. экон. наук 08.00.05. Москва, 2020. 201 с.

5. Евсеенко Т. П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2007. № 3. С. 114–132.

6. Клюев А. К. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». Екатеринбург, 2006. 117 с.

7. Рахманова М. С. Методика оценки доступности высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 110–117.

8. Рощина Я. М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 69–79.

9. Рощина Я. М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? // Проблемы доступности высшего образования. Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЪ», 2003. С. 94–149.

10. Доступность высшего образования в России / отв. ред. С. В. Шишкин. М., Независимый институт образовательной политики, 2004. 500 с.

11. Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. 2009. Т. 3. № 9. С. 8–16.

12. Сухочев В. И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования ; автореф. дис. … д-ра экон. наук. Уфа, 2011. 38 с.

13. Доступность высшего образования. Сборник статей [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F560128183/sbornik_novyi_2docx.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

14. Ха Ванг Хоанг. Доступность высшего образования в российском и вьетнамском обществах: сравнительный анализ ; дис. … канд. социол. наук ; 22.00.04. Казань, 2017. 194 с.

15. Blinova T. N., Fedotov A. V. Enhancing Access to Higher Education through University-Government Cooperation (the Case of Russian Far Eastern Regions) // University Management: Practice and Analysis. 2019. Vol. 23 (5). P. 12–21. DOI: 10.15826/umpa.2019.05.037

16. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 68 с.

17. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 78 с.

18. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий ; информационный бюллетень / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 38 с.

19. Education at a Glance 2023. OECD INDICATORS [Электронный ресурс]. URL: https://www.srednja.hr/app/uploads/2023/09/oecd-istrazivanje-hrvatska.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

20. Global Higher Education Rankings 2010. Affordability and Accessibility in Comparative Perspective [Электронный ресурс]. URL: http://ireg-observatory.org/pdf/HESA_Global_Higher_EducationRankings2010.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

21. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с.

22. Богомолов Е. В. Финансовая доступность высшего образования: Россия vs США // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 97–102.


Рецензия

Для цитирования:


Блинова Т.Н., Федотов А.В., Полушкина Е.А. Для кого и почему доступны ведущие вузы в России? Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(2):52-65. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015

For citation:


Blinova T.N., Fedotov A.V., Polushkina E.A. For Whom and Why Are Leading Universities in Russia Accessible? University Management: Practice and Analysis. 2024;28(2):52-65. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)