Для кого и почему доступны ведущие вузы в России?
https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015
Аннотация
Статья посвящена оценке доступности обучения в ведущих вузах России для жителей различных регионов страны. Цель публикации – описать методику оценки доступности обучения в ведущих вузах страны для потенциальных абитуриентов, проживающих в тех или иных субъектах Российской Федерации, и результаты ее апробации. В статье приводится анализ уровня территориальной, экономической, образовательной и организационной составляющих доступности обучения в ведущих вузах России по программам бакалавриата и специалитета по очной форме в отношении всех регионов страны, а также интегрального показателя доступности ведущих вузов для абитуриентов из каждого субъекта Российской Федерации. Исследование основано на данных сводных форм ВПО-1 Минобрнауки России о приеме на обучение по программам высшего образования в региональном разрезе, на сведениях Федеральной службы государственной статистики России и Единой межведомственной информационной справочной системы, а также на информации официальных сайтов ведущих вузов страны о стоимости обучения и результатах приемных кампаний 2023/24 уч. года. Результаты оценки позволили выделить группу регионов, характеризующихся относительно низким уровнем доступности обучения в ведущих вузах для их жителей, а также определить, чем именно это обусловлено. Полученные выводы могут служить основой для соответствующих управленческих решений федеральных и региональных органов государственного управления, а также руководства ведущих классических, федеральных и национальных исследовательских университетов страны по повышению уровня доступности обучения в этих вузах.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. БлиноваРоссия
Блинова Татьяна Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Дальневосточного института управления – филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5
680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33
А. В. Федотов
Россия
Федотов Александр Васильевич – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5
Е. А. Полушкина
Россия
Полушкина Елена Анатольевна – заместитель директора
119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5
Список литературы
1. Аникина Е. А., Лазарчук Е. В., Чечина В. И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 355–358.
2. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. 437 с.
3. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Доступность услуг высшего образования: понятие и методики оценки // Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 128–141. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-128-141
4. Блинова Т. Н. Совершенствование территориально-отраслевых механизмов управления доступностью услуг высшего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) ; дис. … канд. экон. наук 08.00.05. Москва, 2020. 201 с.
5. Евсеенко Т. П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2007. № 3. С. 114–132.
6. Клюев А. К. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». Екатеринбург, 2006. 117 с.
7. Рахманова М. С. Методика оценки доступности высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 110–117.
8. Рощина Я. М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 69–79.
9. Рощина Я. М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? // Проблемы доступности высшего образования. Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЪ», 2003. С. 94–149.
10. Доступность высшего образования в России / отв. ред. С. В. Шишкин. М., Независимый институт образовательной политики, 2004. 500 с.
11. Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. 2009. Т. 3. № 9. С. 8–16.
12. Сухочев В. И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования ; автореф. дис. … д-ра экон. наук. Уфа, 2011. 38 с.
13. Доступность высшего образования. Сборник статей [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F560128183/sbornik_novyi_2docx.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
14. Ха Ванг Хоанг. Доступность высшего образования в российском и вьетнамском обществах: сравнительный анализ ; дис. … канд. социол. наук ; 22.00.04. Казань, 2017. 194 с.
15. Blinova T. N., Fedotov A. V. Enhancing Access to Higher Education through University-Government Cooperation (the Case of Russian Far Eastern Regions) // University Management: Practice and Analysis. 2019. Vol. 23 (5). P. 12–21. DOI: 10.15826/umpa.2019.05.037
16. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 68 с.
17. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 78 с.
18. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий ; информационный бюллетень / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 38 с.
19. Education at a Glance 2023. OECD INDICATORS [Электронный ресурс]. URL: https://www.srednja.hr/app/uploads/2023/09/oecd-istrazivanje-hrvatska.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
20. Global Higher Education Rankings 2010. Affordability and Accessibility in Comparative Perspective [Электронный ресурс]. URL: http://ireg-observatory.org/pdf/HESA_Global_Higher_EducationRankings2010.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
21. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с.
22. Богомолов Е. В. Финансовая доступность высшего образования: Россия vs США // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 97–102.
Рецензия
Для цитирования:
Блинова Т.Н., Федотов А.В., Полушкина Е.А. Для кого и почему доступны ведущие вузы в России? Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(2):52-65. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015
For citation:
Blinova T.N., Fedotov A.V., Polushkina E.A. For Whom and Why Are Leading Universities in Russia Accessible? University Management: Practice and Analysis. 2024;28(2):52-65. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.02.015