Индивидуальная образовательная программа как инструмент персонификации образования
https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.004
Аннотация
В статье рассматривается внедрение и реализация индивидуальных образовательных программ в системе высшего образования на примере кейса Университета ИТМО. Актуальность исследования обусловлена новыми трендами в высшем образовании в части персонификации обучения и соответствующего понимания качества организации учебного процесса. Целью данной статьи является анализ роли индивидуальных образовательных программ в контексте повышения качества образования в вузе. В статье приведены этапы и механизмы трансформации образования в ИТМО. Индивидуализация образовательного процесса базируется на «коде ИТМО», формировании надпрофессиональных компетенций и сопровождающих цифровых решений, а также на системах поддержки и развития компетенций преподавательского состава. Описаны возможности реализации персонификации образования в ИТМО и представлены пути ее дальнейшего развития. Статья может быть интересна руководителям и управленческим командам высших учебных заведений, а также исследователям в области высшего образования.
Об авторах
К. О. ТишкинаРоссия
Тишкина Кристина Олеговна – директор центра качества организации учебного процесса
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49, лит. А
О. В. Елисеева
Россия
Елисеева Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления качества образовательного процесса
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49, лит. А
А. Ш. Багаутдинова
Россия
Багаутдинова Алия Шамилевна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник департамента образовательной деятельности
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49, лит. А
К. С. Шилова
Россия
Шилова Ксения Сергеевна – заместитель начальника управления качества образовательного процесса
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49, лит. А
А. А. Ефремова
Россия
Ефремова Алена Александровна – заместитель директора центра качества организации учебного процесса
197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49, лит. А
Список литературы
1. Harvey L., Williams J. Fifteen Years of Quality in Higher Education (Part Two) // Quality in Higher Education. 2010. Vol. 16, no. 2. P. 81–113.
2. Семышева В. М., Семышев М. В., Андрющенок Е. В., Куцебо Г. И., Еремин А. В. Персонификация образовательного процесса как основа студентоцентрического подхода в обучении // Международный научный журнал. 2016. № 3. С. 89–95.
3. Бокарев А. И., Денисова Е. С., Игнатович И. А., Казаков А. Ю. Оценка управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов: теория и практика // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1 (102). С. 69–90. DOI: 10.15507/1991–9468.102.025.202101.069–090
4. Вергун Т. В., Колосова О. Ю., Гончаров В. Н. Индивидуальные образовательные траектории студентов в высшей школе: к постановке проблемы // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12–2. С. 313–317.
5. Программа развития университета на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Санкт-Петербург : ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО», 2021. 214 с.
6. Шехонин А. А., Багаутдинова А. Ш., Киселева Ю. А., Пирогов А. В. Индивидуальные образовательные траектории: опыт реализации в Университете ИТМО // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 401–404.
7. Максимальная персонализация: в ИТМО утверждены новые образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://news.itmo.ru/ru/education/official/news/12385/ (дата обращения: 15.01.2023).
8. Обеспечение ИОТ и работа с развитием selfкомпетенций как фактор качества образования / Е. А. Суханова, М. А. Отт, Т. А. Климова [и др.]. Томск : Издательство Томского государственного университета. 2022. 60 с.
9. Образовательные стандарты Университета ИТМО [Электронный ресурс]. URL: https://edu.itmo.ru/ru/os/ (дата обращения: 10.01.2023).
10. Герцен С. М., Сухарева О. Э., Скороходова Л. В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57–61.
11. Оценка удовлетворенности выпускников Университета ИТМО 2021 г. качеством обучения [Электронный ресурс]. URL: https://survey.itmo.ru/tpost/s7mrcvn9s1-otsenkaudovletvorennosti-vipusknikov-un (дата обращения: 10.01.2023).
12. Поступление в Университет ИТМО и первые месяцы обучения: опыт первокурсников 2021 г. обучения [Электронный ресурс]. URL: http://survey.itmo.ru/tpost/54vh4gm7j1-postuplenie-v-universitet-itmo-i-pervie (дата обращения: 10.01.2023).
13. Входное исследование российских первокурсников магистратуры 2022 г. http://survey.itmo.ru/tpost/0v2bg3u5i1-vhodnoe-issledovanie-rossiiskih-pervokur [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.01.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Тишкина К.О., Елисеева О.В., Багаутдинова А.Ш., Шилова К.С., Ефремова А.А. Индивидуальная образовательная программа как инструмент персонификации образования. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):34-41. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.004
For citation:
Tishkina K.O., Eliseeva O.V., Bagautdinova A.Sh., Shilova K.S., Efremova A.A. Individual Educational Program as a Tool to Personalize Education. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(1):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.004