Обзор моделей приема абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования
https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.035
Аннотация
Настоящая работа представляет собой обзор моделей приема в вузы в различных странах, а также сравнительный анализ ряда характеристик образовательных систем в международной перспективе. Целью исследования является оценка возможного влияния характеристик образовательной системы на доступность высшего образования. Предложена аналитическая модель, которая объясняет влияние специфики отбора абитуриентов, а именно – уровня автономности и селективности образовательной системы, наличия финансовой поддержки студентов на доступность высшего образования. Основные положения модели иллюстрируются кейсами выделенных групп стран: постсоветские государства, США и Великобритания, Скандинавские страны и государства Западной Европы. На основе классификации систем высшего образования показано, что страны, характеризующиеся наиболее высокими показателями доступности высшего образования, обладают, как правило, невысоким уровнем автономности и селективности, либо им присуща высокоразвитая система финансовой поддержки студентов. В результате было выявлено, что высокий уровень селективности и автономности могут негативно сказываться на доступности высшего образования, а высокий уровень развития системы финансовой поддержки может нивелировать это влияние и положительно сказаться на доступности высшего образования. Результаты исследования полезны при реформировании системы отбора абитуриентов в РФ, так как проведенный сравнительный анализ показывает, какие инструменты позволяют повысить доступность высшего образования и, как следствие, сгладить образовательное неравенство среди различных социальных групп.
Ключевые слова
Об авторах
П. О. БугаковаРоссия
Бугакова Полина Олеговна – стажер-исследователь, Институт институциональных исследований
101000, Москва, Мясницкая, 20
И. А. Прахов
Россия
Прахов Илья Аркадьевич – кандидат экономических наук, доцент
101000, Москва, Мясницкая, 20
Список литературы
1. Moscarini G. Job matching and the wage distribution // Econometrica. 2009. Vol. 73, nr. 2. P. 481–516.
2. Sweetland S. R. Human capital theory: Foundations of a field of inquiry // Review of educational research. 1996. Vol. 66, nr. 3. P. 341–359.
3. McMahon W. W. The total return to higher education: Is there underinvestment for economic growth and development? // The quarterly review of economics and finance. 2018. Vol. 70. P. 90–111.
4. Bugakova P., Prakhov I. Regional Accessibility of Higher Education in Russia. NRU Higher School of Economics. Series EDU “Education”. 2020. Vol. 58. 33 p.
5. Boarini R., Martins J. O., Strauss H., de la Maisonneuve C., Nicoletti G. Investment in Tertiary Education: Main Determinants and Implications for Policy // CESifo Economic Studies. 2008. Vol. 54, nr. 2. P. 277–312. DOI: 10.1093/cesifo/ifn017
6. Prakhov I. The Accessibility of Higher Education in Russia: Sources and Mechanisms of Inequality // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. Vol. 1, nr. 26. P. 21–22.
7. Karabel J., Astin A. W. Social class, academic ability, and college “quality” // Social Forces. 1975. Vol. 53, nr. 3. P. 381–398.
8. Davies S., Guppy N., Fields of Study, College Selectivity, and Student Inequalities in Higher Education // Social Forces. 1997. Vol. 75, nr. 4. P. 1417–1438. DOI: 10.1093/sf/75.4.1417
9. Holland M. M., Ford K. S. Legitimating Prestige through Diversity: How Higher Education Institutions Represent Ethno-Racial Diversity across Levels of Selectivity // The Journal of Higher Education. 2021. Vol. 92, nr. 1. P. 1–30. DOI: 10.1080/00221546.2020.1740532
10. Triventi M. Higher education regimes: an empirical classification of higher education systems and its relationship with student accessibility // Quality & Quantity. 2013. Vol. 48, nr. 3. P. 1685–1703. DOI: 10.1007/s11135-013-9868-7
11. Curtis S., Klapper R. Financial support systems: the student experience in England and France // International Journal of Social Economics. 2005. Vol. 32, nr. ½. P. 121–132. DOI: 10.1108/03068290510575676
12. Прахов И. А., Андрущак Г. В. Характеристики образовательных кредитов и их влияние на спрос на образовательное кредитование в России // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. Москва : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. Кн. 1. С. 526–537.
13. Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач / сост. и науч. ред. В. А. Болотов, Р. В. Горбовский. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 168 с.
14. Bugakova P., Admission Systems in Post Soviet Countries: a Shared Past, Common Problems, Different Solution // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. Vol. 1, nr. 26. P. 6–7.
15. Корбут А. М. Система образования Азербайджа на // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. 2004. № 7. URL: http://charko.narod.ru/tekst/an7/1.html (дата обращения: 03.09.2020).
16. Sputnik (2020). URL: https://ru.sputnik.kg/society/20200803/1049206113/kyrgyzstanminobrnaukipostuplenie-tur.html (дата обращения: 03.09.2020).
17. Российская газета (2019). URL: https://rg.ru/2019/03/27/ezhegodno-tysiachi-vypusknikov-iz-kirgiziipostupaiut-v-vuzy-rossii.html (дата обращения: 03.09.2020).
18. Радио Озоди (2020). URL: https://rus.ozodi.org/a/30810102.html (дата обращения: 03.09.2020).
19. Результаты Общереспубликанского тестирования и зачисления на грантовые и контрактные места вузов Кыргызской Республики в 2019 году URL: http://www.testing.kg/media/uploads/files/ORT_Report_2019_Russ.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
20. Шардыко З. В. Инструменты отбора студентов на обучение в британских университетах // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 2 (196). С. 110–117.
21. Schwartz, S. Fair admissions to higher education: recommendations for good practice. London: Higher Education Steering Group, 2004. 90 p.
22. QS World University Ranking (2020). URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (дата обращения: 01.09.2020).
23. Прахов И. А. Обзор основных моделей перехода «школа-вуз» в западноевропейских странах и США // Вопросы образования. 2009. № 2. C. 108–120.
24. Evans B. J. College admission testing in America. International perspectives in higher education admission policy: A reader. New York: Peter Lang. 2015. URL: https://cepa.stanford.edu/sites/default/files/Draft%20of%20College%20Testing%20in%20America.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
25. Запрягаев С. А. Системы высшего образования России и США // Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1. С. 39–47.
26. Zimdars A. M. Meritocracy and the university: Selective admission in England and the United States. London: Bloomsbury Publishing, 2016. 256 p.
27. Хууско К., Корепанова А. А. Образование в Финляндии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С. 10–17.
28. Антюшина Н. М. Финляндия – мировой лидер системы образования // Современная Европа. 2013. № 4. C. 46–53.
29. Пчелинцев В. С. Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: приоритеты и механизмы регулирования // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 2. С. 83–113.
30. Вахштайн В. С. Система высшего образования в Норвегии // Вестник Российской академии наук. 2007. № 77 (4). C. 359–364.
31. NC-Tabelle für Studiengänge mit dem Abschlussziel Bachelor oder Staatsexamen (2020). URL: https://www.fuberlin.de/studium/docs/DOC/ncliste_staatsexamen_und_monobachelor.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
32. Глузман А. Особенности современного высшего образования за рубежом (Англия, Бельгия, Франция, США, Израиль) // Культура народов Причерноморья. 2005. № 58. С. 8–11.
33. Крайсман Н. В., Фушель Д. Д. Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи университетов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № (2–2). C. 373–373.
34. Свиридонова В. П., Аззауи М. Система высшего образования во Франции // Artium Magister. 2005. № 8. С. 61–66.
35. Studying in Germany URL: https://www.studying-ingermany.org/german-abitur/ (дата обращения: 02.09.2020).
36. Freie Universitat Berlin URL: https://www.fu-berlin.de/en/studium/information_a-z/ncmerkblatt/index.html (дата обращения: 03.09.2020).
37. Kübler, D. University admission practices – Germany (2012). MiP Country Profile, 2.
38. Кредит на образование с господдержкой. URL: https://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/credit_na_obrazovanie (дата обращения: 22.11.2021).
39. Социа льный лифт. URL: https://ba.hse.ru/socialscholarship/ (дата обращения: 22.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Бугакова П.О., Прахов И.А. Обзор моделей приема абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(4):37-54. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.035
For citation:
Bugakova P.O., Prakhov I.A. The Characteristics of the University Admission System and Their Infl uence on the Accessibility of Higher Education. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(4):37-54. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.035