Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто
https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015
Аннотация
В данной исследовательской статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки. Обсуждается ситуация с наличием специфических, актуальных для конкретных направлений подготовки, и сквозных, общих, цифровых навыков, формируемых за пределами связанных с ИТ-индустрией направлений подготовки. Высказано предположение, что во всех направлениях подготовки заложена «подушка» общих цифровых навыков, которая может быть закреплена как де-юре – в методической и нормативной базе образовательного процесса, так и де-факто – в практиках обучения. Входе исследования определена рамка общих и специфических цифровых навыков. Для проверки гипотез анализируются две группыданных: нормативная иметодическая базыобразовательных программ (развитие де-юре) и результатыанкетирования студентов, позволяющего определить, как интегрированы практики развития и использования цифровых навыков в их учебе (развитие де-факто). Исследование проводилось по семи направлениям подготовки с заведомо широким диапазоном – от медицины до информационных технологий и филологии. Показано, что цифровые навыки де-юре отражены во всех направлениях подготовки, но нормативное закрепление преимущественно имеют общие, а не специфические цифровые навыки. Установлено наличие разрыва между де-юре и де-факто развитием цифровых навыков, данный разрыв варьируется на различных направлениях подготовки. Результаты исследования могут быть полезны в разработке стратегий развития цифровых навыков в вузах, а также при корректировке методической базы образовательных программ в части развития цифровых навыков.
Ключевые слова
Об авторах
Я. В. ДмитриевРоссия
Дмитриев Ярослав Владимирович – кандидат технических наук, доцент кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции»
107023, Москва, ул. Б. Семеновская, 38
И. А. Алябин
Россия
Алябин Иван Александрович – руководитель местной общественной организации – первичной профсоюзной организации обучающихся Сеченовского университета
119048, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Е. И. Бровко
Россия
Бровко Елизавета Игоревна – координатор отдела развития цифровой грамотности Дирекции независимой оценки компетенций Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики
123242, Москва, М. Конюшковский пер., д. 2
С. Ю. Двинина
Россия
Двинина Светлана Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания
454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
О. В. Демьянова
Россия
Демьянова Ольга Владимировна – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики производства
420111, Казань, ул. Кремлевская, 18
Список литературы
1. Исследование ООН: Электронное правительство 2018 // Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН : [сайт]. URL: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения: 18.02.2021).
2. Willige A. How Do We Make Sure Our Children Are Fluent in Digital? // World Economic Forum : [сайт]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/01/ways-to-preparekids-for-jobs-of-future/ (дата обращения: 17.04.2021).
3. Breene K. The 10 Countries Best Prepared for the New Digital Economy. 2016 // World Economic Forum : [сайт]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/07/countriesbest-prepared-for-the-new-digital-economy/ (дата обращения: 08.06.2021).
4. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.]. Москва : WorldSkills Russia, 2017. 98 с.
5. Iordache C., Marië n I., Baelden D. Developing Digital Skills and Competences: A Quick-Scan Analysis of 13 Digital Literacy Models // Italian Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 9, nr 1. P. 6–30. DOI 10.14658/pupj-ijse-2017-1-2.
6. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional Development of Digital Competences: Standardised Frameworks Supporting Evolving Digital Badging Practices // Journal of Siberian Federal University. Mathematics and Physics. 2019. Vol. 12. P. 175–186. DOI 10.17516/1997-1370-0387.
7. Программа «Цифровая экономика». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016 (дата обращения: 19.04.2021).
8. European Commission. Digital Education Action Plan. 2016 // EU law – EUR-Lex : [сайт]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52020DC0624 (дата обращения: 02.02.2021).
9. The Relation between 21st-century Skills and Digital Skills: A Systematic Literature Review / E. van Laara, A. J. van Deursena, J. A. van Dijk, J. de Haan // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 72. P. 577–588. DOI 10.1016/j.chb.2017.03.010.
10. Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education. 2005 // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) : [cайт]. URL: https://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/35779480. pdf (дата обращения: 12.10.2020).
11. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. 2016 / R. Vuorikari, Y. Punie, G. S. Carretero [et al.] // Publications Office of the European Union : [cайт]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bc52328b-294e-11e6-b616–01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 14.10.2020). DOI 10.2791/607218.
12. UNESCO Institute for Statistics. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2. 2018 // UNESCO UIS : [cайт]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-frameworkreference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
13. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. 2018 // СберУниверситет – Корпоративный университет Сбербанка : [cайт]. URL:https://sberbank-university.ru/upload/iblock/2f8/Analytical_report_digital_skills_web_demo.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
14. Information Literacy: Progress, Trends and Challenges / B. Podgornik, D. Dolničar, T. Bartol, A. Šorgo. New York : Nova Science Publishers, 2018. 150 p.
15. Borras-Gene O. Use of Digital Badges for Training in Digital Skills within Higher Education. 2018 // ResearchGate | Find and share research : [сайт]. URL: https://www.researchgate.net/publication/327822965_Use_of_digital_badges_for_training_in_digital_skills_within_higher_education (дата обращения: 18.12.2020). DOI 10.29007/2pb3.
16. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 116–138. DOI 10.17323/1814-9545-2018-4-116-138.
17. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81–98. DOI 10.17323/1814-9545-2018-4-81-98.
18. Alt D., Raichel N. Enhancing Perceived Digital Literacy Skills and Creative Self-Concept through Gamified Learning Environments: Insights from a Longitudinal Study // International Journal of Educational Research. 2020. Nr 101. Article number 101561. DOI 10.1016/j.ijer.2020.101561.
19. Torres-Coronas T., Vidal-Blasco M.-A. Students and Employers’ Perception about the Development of Digital Skills in Higher Education // Revista de Educacion. 2015. Vol. 367. P. 63–89. DOI 10.4438/1988-592X-RE-2015-367-283.
20. Digital Skills Training in Higher Education: Insights about the Perceptions of Different Stakeholders / M.-A. Sicilia, E. GarcíaBarriocanal, S. Sánchez-Alonso [et al.] // 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM). New York : Association for Computing Machinery, 2018. P. 781–787. DOI 10.1145/3284179.3284312.
21. Djumalieva J., Sleeman C. Which Digital Skills Do You Really Need? 2018 // Nesta | The Innovation Foundation : [сайт]. URL: https://media.nesta.org.uk/documents/Which_digital_skills_do_you_really_need.pdf (дата обращения: 14.02.2021).
22. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. 2020 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/444965207.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
23. Handley F. Developing Digital Skills and Literacies in UK Higher Education: Recent Developments and a Case Study of the Digital Literacies Framework at the University of Brighton, UK // Publicaciones. 2018. Vol. 48, nr 1. P. 109–126. DOI 10.30827/publicaciones.v48i1.7327.
24. Armah J., Westhuizen D. Embedding Digital Capability into the Higher Education Curriculum: The Case of Ghana // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, nr 2. P. 346–354. DOI 10.13189/ujer.2020.080203.
25. Цифровая экономика: 2020. Краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский , Л. М. Гохберг [и др.] // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ : официальный сайт. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/323871553 (дата обращения: 12.03.2021).
26. Кабалина В. И., Макарова А. В., Решетникова К. В. Мотивация работников к обучению цифровым навыкам // Российский журнал менеджмента. 2020. Т. 18, № 3. С. 411–432. DOI 10.21638/spbu18.2020.306.
27. On the Question of Pedagogical Digital Competence / D. A. Mezentseva, E. S. Dzhavlakh, O. V. Eliseeva, A. Sh. Bagautdinova // Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, nr 11. P. 88–97. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97.
28. Ячина Н. П., Фернандез О. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134–138.
29. Наумов С. Ю., Волошин И. П., Муравлева Т. В. Цифровой вектор развития вузов экономической направленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 13–16.
30. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 47–55. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55.
31. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 1. С. 108– 120. DOI 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120.
32. The Digital Competence Wheel. An Online Testing Tool That Maps Digital Competences. 2020 // Center for Digital Dannelse : [сайт]. URL: https://digital-competence.eu (дата обращения: 21.02.2021).
33. Towards an Inclusive Digital Literacy Framework for Digital India / P. Nedungadi, R. Menon, G. Gutjahr [et al.] // Education + Training. 2018. Vol. 60, nr 6. P. 516–528. DOI 10.1108/ET-03-2018-0061.
34. Mukhametzyanov I. Digital Educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Science. 2019. Vol. 12. P. 1670–1681. DOI 10.17516/1997-1370-0484.
35. Oberländer M., Beinicke A., Bipp T. Digital Competencies: A Review of the Literature and Applications in the Workplace // Computers & Education. 2020. Nr 146. Article number 103752. DOI 10.1016/j.compedu.2019.103752.
36. Digital Learning, Smartphone Usage, and Digital Culture in Indonesia Education / A. Sari, N. Suryani, D. Rochsantiningsih, S. Suhar no // Integ ration of Education. 2020. Vol. 24, nr 1. P. 20–31. DOI 10.15507/1991-9468.098.024.202001.020-031.
37. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2017. 95 p. DOI 10.2760/159770.
38. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Цифровые навыки населения. Экспресс-информация. 2017 // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ : официальный сайт. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Дмитриев Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И., Двинина С.Ю., Демьянова О.В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(2):59-79. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015
For citation:
Dmitriev Y.V., Alyabin I.A., Brovko E.I., Dvinina S.Yu., Demyanova O.V. Fostering University Students’ Digital Skills: De Jure vs De Facto. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(2):59-79. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015