Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Управление переходом к дистанционному способу реализации образовательного процесса: опыт Калужского госуниверситета

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.015

Аннотация

В статье осмысливаются опыт управления переходом Калужского госуниверситета к дистанционному способу реализации образовательного процесса в условиях пандемии 2020 года и концептуальное видение задач управления на начальном и последующем этапах кардинальных изменений образовательной организации и используемых при этом механизмов.

Показано, что в управлении университетом в условиях экстремальных изменений была задействована технология обратной связи от субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей), что позволило управленческой команде получать информацию о промежуточных результатах и своевременно вносить коррективы для принятия адекватных управленческих решений при переходе на последующие этапы. В качестве инструмента получения обратной связи были организованы онлайн-опросы студентов (спустя 10 дней после перехода к дистанционной форме обучения) и преподавателей (на четвертой неделе).

Авторы полагают, что опыт перехода к дистанционному способу обучения студентов весной 2020 года представляет ценность для всех субъектов университетского пространства. Управленческой команде он полезен осознанием факторов и механизмов оперативного управления экстремальными изменениями, позволившим в короткие сроки в ситуации неопределенности обеспечить успешное решение поставленной задачи. Для преподавателей и студентов важным результатом стало резкое качественное приращение компетенций применения дистанционных технологий в учебном процессе.

Статья будет полезна руководителям и управленческим командам образовательных организаций для рефлексии и сравнительного анализа подобных изменений в своих вузах. Концептуальное видение задач управления на начальном и последующем этапах кардинальных изменений образовательной организации, оценка эффективности используемых механизмов и принимаемых решений, а также проработка обратной связи помогут предупредить возникновение негативных последствий и работать на дальнейшее развитие организации даже в неблагоприятных в глобальном смысле условиях.

Об авторах

М. А. Казак
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Казак Максим Анатольевич – кандидат исторических наук, доцент, ректор 

248023, Калуга, ул. Ст. Разина, 22/48



Т. В. Белинская
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Белинская Татьяна Владимировна – кандидат психологических наук, доцент; директор Института психологии 

248023, Калуга, ул. Ст. Разина, 22/48



И. П. Краснощеченко
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Краснощеченко Ирина Петровна – доктор психологических наук, доцент; руководитель центра социально-психологических исследований и консультирования, профессор кафедры социальной и организационной психологии

248023, Калуга, ул. Ст. Разина, 22/48



Список литературы

1. Белинская Т. В., Пацакула И. И. Психология стресса : учебное пособие. Москва : ТРП, 2017. 160 с.

2. Алексеев Ю. Г., Дудко Н. А. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием // Цифровая трансформация. 2018. № 3. С. 14–19.

3. Коттер Дж. П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире / пер. с англ. Л. Пирожковой. Москва : Олимп-Бизнес, 2017. 256 с.

4. Радаев В. В. Миллениалы : Как меняется российское общество. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.

5. Паникарова С. В., Власов М. В., Драшкович В. Система высшего образования как драйвер инновационного развития страны // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 1. С. 96–102.

6. Калинина А. И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 1. С. 100–105.

7. Краснощеченко И. П. Профессиональная субъектность будущих психологов: реализация модели подготовки, ориентированной на региональный запрос / КГУ им. К. Э. Циолковского. Калуга, 2012. 163 с.

8. Буймов А. Г. Управление мотивацией как задача управления изменениями // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы : материалы международной научно-методической конференции / Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, 2019. С. 30–31.

9. Краснощеченко И. П. Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 52–64.

10. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин, Е. С. Абалмасова, К. В. Гарев [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва, 2020. 112 с. (Современная аналитика образования. Вып. 6 (36)).


Рецензия

Для цитирования:


Казак М.А., Белинская Т.В., Краснощеченко И.П. Управление переходом к дистанционному способу реализации образовательного процесса: опыт Калужского госуниверситета. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):75-91. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.015

For citation:


Kazak M.A., Belinskaya T.V., Krasnoshchechenko I.P. Managing the Transition to a Remote Way of Implementing the Educational Process: the Experience of Kaluga State University. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(2):75-91. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.015

Просмотров: 1120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)