Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 5 (2008)
 
6-11 63
Аннотация
В статье проанализированы происходящие институциональные преобразования в сфере высшего образования, позволяющие сформировать региональные и отраслевые точки роста путем создания мощных научно-исследовательских и образовательных центров, обеспечивающих инновационное развитие экономики. Вместе с тем, авторы отмечают и ряд крупных проблем, которые могут выступить серьезными ограничениями этого процесса.
 
12-16 41
Аннотация
Статья посвящена проекту по созданию системы организационного, методического и аналитического сопровождения формирования сети федеральных университетов, реализованного специалистами Сетевой Академии ЛАНИТ. Условия организационно-правового и информационного характера, способствующие успешному развитию сети федеральных университетов также являются целью данного проекта. В ходе выполнения проекта были созданы аналитические и методические материалы, разработаны информационные ресурсы и мероприятия, которые также представлены в данной статье.
 
17-23 53
Аннотация
Возникновение новых видов образовательных учреждений - Федеральных университетов (Южного и Сибирского) сформировало естественные дополнительные вызовы к нармативно-правовой базе образовательной деятельности. Появившееся следом в конце августа 2008 года новое понятие «национальный исследовательский университет» еще более обострило необходимость внесения срочных изменений в законодательную базу РФ для разъяснения сути, полномочий, механизмов хозяйственной деятельности и развития новых образовательных структур. В настоящей статье сделана попытка осмыслить некоторые, наиболее острые вопросы деятельности новых образовательных структур при взаимодействии их с научными центрами и промышленными предприятиями. Сделана также попытка описать пошаговый сценарий формирования Федерального университета.
 
23-38 63
Аннотация
В статье представлен анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами. На примере опыта двух федеральных университетов, существующих в настоящее время в России, рассматривается вклад вузов в региональное развитие. Через анализ практик взаимодействия как минимум в четырех возможных сферах - экономической, социальной, политической и технологической - последовательно раскрываются механизмы интеграции вузов в жизнь регионов, на территории которых происходит их функционирование. Раскрывается инновационный потенциал многостороннего взаимодействия различных участников для социально-экономического развития городов и регионов.
 
39-44 72
Аннотация
Самостоятельной ценности вопрос определения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) относительно числа обучающихся студентов не имеет. Его целесообразно рассматривать только совместно с вопросом определения выделяемого государством фонда оплаты труда (ФОТ) для ППС каждого ОУ. Учитывая это, в эффективном решении данного вопроса заинтересованы две стороны - руководство вузов и Министерство финансов РФ. При этом первая сторона, как показывает история изменения относительного показателя в нашей стране, всеми способами пытается уменьшить число студентов, приходящихся на одного преподавателя, а вторая, наоборот, - увеличить, чтобы сократить государственные расходы, за которые оно отвечает. В статье анализируется суть этого вопроса, основываясь на фактическом и экспертном материале, сложившемся законодательстве и материалах обсуждения этого вопроса в интернет-конференциях.
 
45-52 54
Аннотация
В статье обсуждается вопрос о путях модернизации отечественной высшей школы, в частности, создании сети федеральных (в т.ч., исследовательских) университетов. Отправной точкой служит тезис о том, что российская система высшего образования в ее нынешнем виде неспособна массово готовить профессионалов, соответствующих современным требованиям, и неконкурентоспособна на мировых рынках труда и образовательных услуг. Важнейшим условием подъема экономики страны, решения проблем в социальной сфере является модернизация системы высшего профессионального образовании. Последнее требует повышения на всех уровнях интереса к ее проблемам и эффективности управления, внесения необходимых изменений в существующее законодательство, реальной интеграции в ведущих научно-образовательных центрах образовательной деятельности с научной и практико-ориентированной, и, наконец, подконтрольного выделения необходимого объема инвестиций, способных комплексно решать накопившиеся за десятилетия проблемы.
 
53-65 65
Аннотация
В статье представлены обоснования создания Дальневосточного федерального университета, цель создания и задачи, приоритетные направления научно-образовательной деятельности, обеспечивающие реальные конкурентные преимущества университета, структуру образовательных программ и организацию учебного процесса, научно-инновационную деятельность ДВФУ и другие аспекты создания и развития федерального университета.
 
66-71 39
Аннотация
На примере Казанского государственного университета рассматривается возможность создания Федерального университета. Обсуждаются преимущества и особенности создания Федерального университета на основе классического исследовательского. Делается вывод о схожести целей создания императорских университетов в Российской Империи и Федеральных - в Российской Федерации. Приводятся сведения о существующем сегодня в Казанском университете научно-образовательном потенциале, который может служить основой для нового типа вуза и предполагаемые новые направления подготовки специалистов. Особое внимание обращается на гуманитарные аспекты деятельности Федеральных университетов.
 
72-80 50
Аннотация
Создание крупнейших университетов национального масштаба является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Современный университет стал важнейшим источником экономического роста, элементы которого: инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность.
В статье рассмотрена Концепция создания Уральского федерального университета на базе двух крупнейших вузов Уральского региона - Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» с активным участием Уральского отделения РАН.
В статье обсуждаются основные задачи и направления реализации Концепции Уральского федерального университета.
Создание и развитие Уральского федерального университета даст новый импульс развитию Урала, будет способствовать технологическому обновлению традиционных и развитию постиндустриальных отраслей экономики, формированию интеллектуально насыщенной и комфортной среды проживания граждан России.
 
80-86 61
Аннотация
В статье дано краткое описание развития университетского образования в России. Дан анализ изменений в сфере высшего профессионального образования, произошедших в условиях рыночной экономики.
Проанализированы пути развития университетов, диверсификация направлений их деятельности, возможности преобразований. На примере деятельности Южно-Уральского государственного университета рассмотрен возможный путь развития и преобразования высших учебных заведений.
Приведены общие характеристики университета, позволяющие претендовать ему на статус федерального.
 
87-97 49
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки создания на базе Московской медицинской академии национального исследовательского университета в здравоохранении, его цели, задачи и целевые индикаторы. Проанализированы приоритеты развития университета и повышение конкурентоспособности отечественного медицинского и фармацевтического образования, оптимизация экономических механизмов инновационной деятельности в академии.
 
98-111 54
Аннотация
Статья рассматривает основы концепции развития Нижегородского государственного университета и его роли в Приволжском федеральном округе, представлены планы развития университета как центра сетевого взаимодействия в регионе.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)