Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 4 (2015)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

4-18 166
Аннотация
Статья посвящена анализу показателей эффективности деятельности вузов России, официально опубликованных Министерством образования и науки РФ в 2014 г. Результаты анализа планируется использовать для прогнозирования значений этих показателей. Планируемое исследование состоит из нескольких этапов - формирование ретроспективы показателей, статистический и сравнительный анализ данных, построение моделей расчета показателей эффективности с учетом влияющих факторов на ретроспективе, прогнозирование влияющих факторов на перспективу, а также расчет на перспективу показателей эффективности деятельности вуза по ранее полученным моделям. Объектом исследования является множество вузов России, а предметом исследования - показатели эффективности их деятельности. Целью данного этапа является проведение статистического и сравнительного анализа объектов исследования, а также их сегментация по кластерам. Были рассчитаны и проанализированы средние значения показателей в различных разрезах - по регионам, федеральным округам, группам вузов и иным характеристикам образовательных организаций (тип, вид, статус, ведомственная принадлежность, организационно-правовая форма), а также получен ряд других статистических оценок. Результаты исследования показали, что средние значения показателей эффективности не являются информативными из-за большого среднеквадратического отклонения. Для получения более надежных оценок и выявления вузов с похожими показателями эффективности деятельности была проведена их кластеризация методами k-средних и самоорганизующимися картами Кохонена, при которой в качестве значимых факторов были выбраны пять основных показателей (образовательная, научно-исследовательская, международная и финансово-экономическая деятельности, а также инфраструктура). По результатам проведенного анализа вузы были разделены на семь кластеров, четыре из которых представляют однородные группы, что составило более 98 % от общего числа вузов, а остальные три включают вузы с экстремальными значениями показателей. Из всех кластеров были выделены два «позитивных» кластера (содержат 48 % организаций от общего числа) «вузов-отличников» и «вузов-хорошистов», в которых процент вузов, прошедших мониторинг эффективности деятельности выше среднего по России. Данные кластера характеризуются высокими показателями образовательной и финансовой деятельности. Руководство вуза может сделать вывод о текущем состоянии показателей эффективности деятельности организации, определив, к какому кластеру относится их вуз. Представленные результаты статистической обработки показателей могут быть полезны им при проведении самоанализа, включая оценку своего положения по этим показателям среди других вузов в различных разрезах, определении шансов успешного прохождения мониторинга эффективности деятельности, а также органам исполнительной власти, принимающим управленческие решения в сфере высшего образования. Результаты исследования будут положены в основу построения математических моделей прогнозирования зависимости показателей эффективности деятельности от влияющих факторов - как самих вузов, так и внешней среды.
19-30 94
Аннотация
Данная работа нацелена на развитие анализа институционального многообразия российской системы высшего образования. В этом исследовании предлагается концептуальная рамка для оценки многообразия вузов по двум возможным векторам анализа - горизонтальному и вертикальному. Ценность данной работы состоит в новизне подхода для российских исследований, который позволяет ответить на ключевые вопросы о структуре системы высшего образования - оценить иерархичность и продвинуться в определении классов вузов. С точки зрения прикладных результатов, ценна возможность уточнения типов деятельности вузов, что позволяет более специфично определить ориентиры для их развития и выстраивать многофакторные методы оценки. В статье были проанализированы: а) иерархичность системы через анализ среднего балла вступительных экзаменов и результатов мониторинга эффективности вузов; б) дифференциация вузов по направлениям обучения и их специализация.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

31-42 54
Аннотация
В статье представлены результаты исследования и тестирование целесообразности применения концепции технологических платформ для проведения качественных преобразований в научно-образовательной деятельности университета. Рассмотрен генезис понятия, роли и функций технологической платформы, их развитие в разных странах и отраслях промышленности. Проведенный анализ позволил выявить, что университеты являются активным участником, интегратором и драйвером технологических платформ, выполняя преимущественно функции разработчика и поставщика новых знаний и наукоемких технологий при кооперации с крупным бизнесом. При наличии серьезного методического задела и современной научно-технической базы университет может выступать в роли инициатора и координатора деятельности платформы, что позволяет университету самостоятельно формировать стратегию собственной оригинальной платформы, исследовательскую повестку, пул организаций-партнеров. Представлены две такие модели технологических платформ, реализуемых на базе Уральского федерального университета, которые способствуют развитию науки и образования как целостной системы на основе активизации взаимодействия вуза с реальным сектором. Апробация результатов исследования продемонстрировала уникальную возможность использования платформенных инструментов для прорыва в деятельности университетов, что необходимо при новой индустриализации. Новизна исследования заключается в том, что совершенствование университетской деятельности как целостной системы (наука - образование - инновации) ранее не рассматривалось в качестве самостоятельного объекта технологической платформы.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)