Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Трансформация образования в цифровую эпоху

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.056

Аннотация

Исследовательская статья. Глобальное развитие информационного общества требует соответствующего изменения системы образования. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена печатных учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. Целью настоящей статьи является определение необходимых направлений трансформации российской системы образования в контексте глобальной цифровизации. В своем исследовании авторы анализируют положение России в глобальном цифровом пространстве, а также основные мировые тенденции цифровизации образования. Информационной базой исследования служат законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные международных рейтинговых и аналитических агентств, материалы ОЭСР, а также данные статистических наблюдений. На основании оценки текущего состояния российской образовательной системы и ее сопоставления с общемировыми тенденциями выявлены ключевые направления необходимых изменений. В частности, показана необходимость скорейшего развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки преподавателей, владеющих современными цифровыми компетенциями, актуализации специальностей и направлений подготовки с учетом тенденций изменения рынка труда, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, развития концепции непрерывного образования, а также внедрения в образовательную среду систем искусственного интеллекта. В ходе проведения исследования авторами была отмечена недостаточность данных, необходимых для углубленного анализа каждого из выделенных направлений. В дальнейшем каждое направление должно стать предметом самостоятельного исследования, для конкретизации по ним целей, определения первоочередных задач, а также формирования дорожной карты реализации мероприятий. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций, а также всем, кто занимается исследованиями современных тенденций рынка образовательных услуг. 

Об авторах

П. В. Терелянский
Государственный университет управления
Россия

Терелянский Павел Васильевич - доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем в институте информационных систем 

109542, Москва, Рязанский проспект, 99



Н. В. Кузнецов
Государственный университет управления
Россия

Николай Владимирович Кузнецов - доктор экономических наук, кандидат технических наук, директор Института экономики и финансов 

109542, Москва, Рязанский проспект, 99



К. В. Екимова
Государственный университет управления
Россия

Ксения Валерьевна Екимова - доктор экономических наук, профессор, проректор 

109542, Москва, Рязанский проспект, 99



С. А. Лукьянов
Государственный университет управления
Россия

Лукьянов Сергей Александрович - доктор экономических наук, профессор РАН, заведующий кафедрой экономической теории Института экономики и финансов

109542, Москва, Рязанский проспект, 99



Список литературы

1. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls (дата обращения: 29.10.2018).

2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р] // Собрание законодательства РФ. 2017. 7 авг. № 32. ст. 5138.

3. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey & Company, 2017. 133 с.

4. Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. [Электронный ресурс]. URL: http://sovman.ru/article/8001/ (дата обращения: 29.10.2018).

5. Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World // The Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FlNAL. pdf (дата обращения: 29.10.2018).

6. The 2015 BCG e-lntensity Index // BCG. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/interactives/bcg-e-intensity-index.aspx (дата обращения: 29.10.2018).

7. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018 // IMD Business School. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/imd_world_digital_competitiveness_ranking_2018.pdf (дата обращения: 29.10.2018)/.

8. Networked Readiness Index // World Economic Forum. [Электронный ресурс].- URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/ (дата обращения: 29.10.2018).

9. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls (дата обращения: 29.10.2018).

10. Manyika J., Lund S., Chui M., Bughin J., Woetzel J., Batra P., Ko R., Sanghvi S. Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages. McKinsey Global Institute, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-organizations-and-work/Jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (дата обращения: 29.10.2018).

11. Russian Federation in Education at a Glance 2017: OECD Indicators // OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017/russian-federation_eag-2017-81-en#pagel (дата обращения: 29.10.2018).

12. Human Development Indices and Indicators 2018 // United Nations Development Programme. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update.pdf (дата обращения: 29.10.2018).

13. Elearning market trends and forecast 2017-2021 // Docebo. [Электронный ресурс]. URL: https://eclass.teicrete.gr/modules/document/file.php/TP271/Additional%20material/docebo-elearning-trends-report-2017.pdf (дата обращения: 29.10.2018)

14. Классическое и онлайн-образование: что выбирают студенты? // Росу дарственный университет управления. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/news_ru/54841 (дата обращения: 29.10.2018)

15. Емельянов С. В. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 19-24.

16. YiXue Education. [Электронный ресурс]. URL: http://www.classba.cn/en/ (дата обращения: 29.10.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Терелянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. Трансформация образования в цифровую эпоху. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(6):36-43. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.056

For citation:


Tereliansky P.V., Kuznetsov N.V., Ekimova K.V., Lukyanov S.A. Transformation of education in the digital age. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.056

Просмотров: 1432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)