Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

КАК СТУДЕНТЫ ВОВЛЕЧЕНЫ В МЕХАНИЗМЫ «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»: СИСТЕМНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В УРФУ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.031

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории кейсов, целью ее является раскрытие ценности внутриуниверситетских исследований студенчества для принятия управленческих решений руководством университета по привлечению разных групп студентов и улучшению качества образовательных программ. Кейс Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) описывает, каким образом распределенная (сетевая) маркетинговая информационная система реализации внутриуниверситетских исследований обеспечивает оперативный мониторинг мнений студентов как внутренней целевой группы и аналитическую поддержку при управлении вузом с учетом потребностей заинтересованных в ней субъектов. Выявление студенческих ожиданий и опыта через получение от них обратной связи в форме опросов является одним из важных механизмов влияния студентов на изменения, происходящие в высшем образовании, способствует большей их вовлеченности в образовательный процесс. В статье описывается опыт включения студентов в механизмы обратной связи с заинтересованными субъектами университета: руководителями, создателями и организаторами образовательных программ, преподавателями. Рассматриваются потребности целевых групп в создании данных механизмов на основе программы развития университета, формы их реализации. По ходу реализации маркетинговой стратегии университета в области образования проводятся исследования студенчества на разных этапах взаимодействия с внутренними целевыми группами университета (до поступления в вуз, во время обучения и после его окончания). Опыт измерения качества образовательной среды Уральского федерального университета позволяет отслеживать образовательные, научные и профессиональные стратегии и траектории студентов. Такая система реализации внутриуниверситестких исследований позволяет обеспечивать руководство вуза актуальной информацией об абитуриентах, студентах, выпускниках и неразрывно связана с тремя важными процессами управления в области образования: (1) проведение приемной кампании (продвижение вуза для привлечения новых потенциальных студентов, их зачисление в университет); (2) управление образовательным процессом, сервисами по его сопровождению, оценка результативности новых образовательных практик, возможностей для реализации студентами индивидуальных траекторий; (3) развитие партнерских отношений с выпускниками, оценка их успешности на рынке труда. Анализ подходов к изучению студенчества вузов Проекта ТОП 5-100 показал, что во многих университетах механизмы обратной связи со студентами недостаточно сформированы, выявлена нерегулярность практик проведения исследований. Ценность статьи заключается в том, что подход к исследованию студенчества УрФУ можно отнести к комплексной оценке образовательной среды. Основными его принципами являются: (1) дифференциация исследований в рамках каждого этапа взаимодействия студентов и сотрудников университета (во-первых, начиная с момента, когда абитуриент с высокой вероятностью еще не определился с выбором вуза - за 9 месяцев до поступления, далее - во время дней открытых дверей и во время приема документов, с последующим исследованием причин оттока потенциальных студентов, во-вторых, ежегодным изучением его образовательных траекторий в вузе и удовлетворенности обучением, в-третьих, после получения высшего образования через полгода, 5 лет и 10 лет после выпуска); (2) с целью улучшения методологии и методик проведения исследований они реализуются с привлечением внутренних и внешних экспертов в области социологии и экономики высшего образования, а также обучающихся в магистратуре и аспирантуре; (3) создание онлайн-механизмов публикации данных для широкой общественности. Несмотря на возрастающую потребность заинтересованных субъектов ведущих российских университетов в повышении активности студентов в образовательном процессе через вовлечение их в механизмы обратной связи, по-прежнему вопрос применения результатов внутриуниверситетских исследований на практике стоит наиболее остро. Необходимы, с одной стороны, сравнительные мониторинговые исследования студенчества в российских и зарубежных университетах, с другой стороны, регулярные внутриуниверситетские исследования, направленные на решение конкретных задач руководства вуза по управлению образовательными программами высшего и дополнительного образования на основе мнений и оценки потребностей студентов, в том числе рейтингование студентами качества образовательных программ после каждого семестра, модуля.

Об авторах

А. Д. Сущенко
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Д. Г. Сандлер
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Исследования университетской среды Ассоциации образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaluni.ra/рабочие-группы/исследования-универ-среды/ (дата обращения: 28.02.2017).

2. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» на 2013-2020 годы (2 этап - 2015-2016 годы). 81 с.

3. Knight W. E. Own Words: Effectiveness in Institutional Research, Association for Institutional Research Professional File, 2010, no. 115, 18 p.

4. Kidd W., Czerniawski G. The Student Voice Handbook: Bridging the Academic / Practitioner Divide. Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2015. 250 p.

5. Kay J., Dunne E., Hutchinson J. Rethinking the values of higher education - students as change agents? Available at: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Rethinking-the-values-of-higher-education--students-aschange-agents.pdf (accessed 28.02.2017).

6. Чириков И. С. Академическое развитие в университетах: опыт зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 15-23.

7. Chirikov I. Research Universities as Knowledge Networks: the Role of Institutional Research, Studies in Higher Education, 2013, vol. 38, no. 3, pp. 456-469.

8. Moosa R., Murray L. Institutional Research and Academic Planning in the Context of Higher Education Steering Instruments, available at: http://www.saair-web.co.za/wp-content/uploads/2016/01/2.10_MoosaR-MurrayL_IR-and-AP-in-the-Context-of-HE-Steering_SAAIR 2015.pdf (accessed: 28.02.2017).

9. Howard R. D., McLaughlin G. W., Knight W. E. The Handbook of Institutional Research. San Francisco: John Wiley & Sons, 2012. 768 p.

10. Мониторинг абитуриентов бакалавриата Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https:// cim.hse.ru/abityra_bak (дата обращения: 15.03.2017).

11. Мониторинг абитуриентов магистратуры Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https:// cim.hse.ru/abityra_mag (дата обращения: 15.03.2017).

12. Кот Ф. Ч., Сатекова А. Роль институциональных исследований в процессах повышения академического качества [Электронный ресурс]. URL: https://www.slideshare.net/amussina/ehelf-2016-ir-presentation (дата обращения: 21.02.2017).

13. The National Survey of Student Engagement (NSSE), available at: http://nsse.indiana.edu/html/about.cfm (accessed 15.03.2017).

14. Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual Framework and Overview of Psychometric Properties, available at: http://nsse.indiana.edu/pdf/psychometric_framework_2002.pdf (accessed 15.03.2017).

15. The Student Experience in the Research University International (SERU-I), available at: http://www.cshe. berkeley.edu/SERU/seru-international-consortium (accessed 15.03.2017).

16. Мониторинг оценки студентами качества преподавания Новосибирского национального исследовательского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/ef/kafedra_ef_obschei_sociologii/sociologicheskoe_soprovozhdenie_obrazovaniya/monitoring_ocenki_studentami_kachestva_prepodavaniya (дата обращения: 15.03.2017).

17. Студенческая оценка преподавания Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse. ru/evaluation/ (дата обращения: 15.03.2017).

18. Graduate Destination Survey, Australian Graduate Survey (AGS), available at: https://www.nd.edu.au/qmo/ grademployment.shtml (accessed 15.03.2017).

19. Student Experience Survey (SES), available at: https:// www.nd.edu.au/qmo/the-student-experience (accessed 15.03.2017).

20. Мониторинг выпускников Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://cim.hse.ru/ alumni (дата обращения: 15.03.2017).

21. Опрос выпускников Новосибирского национального исследовательского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/4fba62775323994779972e21f7cf667f (дата обращения: 15.03.2017).

22. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 30 с.

23. Saupe J. L. The functions of institutional research. Tallahasse, FL: Association for Institutional Research, 1990. 17 p.

24. West A., West R., Pennell H. The Financing of Schoolbased Education: Changing the Additional Educational Needs Allowance, Education Economics, 1995, vol. 3, no. 3, pp. 265-275.

25. Clagett C. A., Huntington R. B. Making a Significant Difference with Institutional Research, available at: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED362239.pdf (accessed 28.02.2017).

26. Лучший преподаватель УрФУ глазами студентов [Электронный ресурс]. URL: http://bestteacher.urfu. ru/ (дата обращения: 28.02.2017).

27. Маркетинговые исследования Управления стратегического развития и маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://strategy.urfu.ru/usrim/marketingovye-issledovanija/ (дата обращения: 28.02.2017).

28. Исследовательский проект «Траектории и опыт студентов университетов России, участвующих в программе «5:100» [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/collaborative_project/about (дата обращения: 18.03.2017).

29. Moosa R., Murray L. Institutional Research and Academic Planning in the Context of Higher Education Steering Instruments, available at: http://www.saair-web.co.za/wp-content/uploads/2016/01/2.10_MoosaR-MurrayL_IR-and-AP-in-the-Context-of-HE-Steering_SAAIR2015.pdf (accessed 28.02.2017).

30. Webber K. L., Calderon A. J. Institutional Research and Planning in Higher Education: Global Contexts and Themes. N. Y.: Routledge, 2015. 263 p.


Для цитирования:


Сущенко А.Д., Сандлер Д.Г. КАК СТУДЕНТЫ ВОВЛЕЧЕНЫ В МЕХАНИЗМЫ «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»: СИСТЕМНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В УРФУ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(2):176-191. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.031

For citation:


Sushchenko A.D., Sandler D.G. HOW UNIVERSITY STUDENTS ARE ENGAGED IN «FEEDBACK»: SYSTEM RESEARCH PRACTICE IN URFU. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(2):176-191. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.031

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)