Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОТЕНЦИАЛ ИЗМЕРЕНИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.021

Полный текст:

Аннотация

В современных условиях в сфере высшего образования происходят существенные изменения, которые свидетельствуют о постепенном переходе университетов от модели организаций «общественного блага» к модели корпораций. Отражением этих изменений стала модель так называемого «предпринимательского университета», которая сочетает в себе черты организации, выполняющей социальные функции, реализуя подготовку квалифицированных кадров, и своего рода конкурентоспособной корпорации с широким кругом стейкхолдеров. В организации такого типа корпоративная культура является не просто социальным «клеем», который сплачивает различные группы сотрудников и помогает найти общий ценностной знаменатель, но и существенным рычагом влияния на организацию с целью повышения ее конкурентоспособности и успешности на рынке образовательных услуг. В данной статье предлагается обоснование использования теоретической модели Д. Денисона для оценки корпоративной культуры современного университета. Ее отличительной особенностью является возможность оценки текущего состояния культуры организации относительно ожидаемого состояния в будущем на основе поиска корреляции между определенными характеристиками культуры и организационной эффективностью. В качестве основных культурных характеристик в модели выступает оценка миссии, вовлеченности и согласованности действий сотрудников, адаптации к изменяющимся условиям (внешним и внутренним). На примере конкретного кейса мы показываем, что разработанная в условиях деловой среды, специально для оценки корпоративной культуры бизнес-организаций, данная модель может быть успешно адаптирована для построения профиля корпоративной культуры университета, а также для выявления существующих проблемных зон и имеющихся ресурсов улучшения ситуации.

Об авторе

П. В. Демин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 335 с.

2. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.

3. Грудзинский А. О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 370 с.

4. Slaughter S., Leslie L. Academic capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. The John Hopkins University Press, 1997. 276 p.

5. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов. М.: Изд-во ВШЭ, 2011. 240 с.

6. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет? // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62.

7. Schein E. Organizational culture, American Psychologist, February 1990, vol. 45 (2), pp. 109-119.

8. Higher education looking forward: An agenda for future research / by J. Brennan, J. Enders et al., Strasbourg, European Science Foundation, 2008, 43 p.

9. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.

10. Веснин В. Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 184-200.

11. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 106-126.

12. Спивак В. А. Корпоративная культура: Теория и практика. СПб.: Питер, 2001. 345 с.

13. Handy C. Gods of Management: The Changing Work of Organizations. Oxford University Press, 1996. 254 p.

14. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 311 с.

15. Денисон Д, Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 2015. 192 с.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование корпоративной культуры в организациях. СПб.: Питер, 1995. 323 с.


Для цитирования:


Демин П.В. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОТЕНЦИАЛ ИЗМЕРЕНИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(2):65-75. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.021

For citation:


Demin P.V. CORPORATE CULTURE OF THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: MEASUREMENT POTENTIAL. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(2):65-75. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.021

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)