Высшее образование в России: вызовы XXI века
Аннотация
и культурных изменений, которые будут определять трансформацию сферы образования во многих
странах мира. Выделены тенденции и факторы, способные определять изменения в российском образовании
в ближайшие 20-30 лет. Ключевым фактором изменений является завершение проекта Просвещение
(Человек знающий), который обеспечивал процессы индустриализации и урбанизации в развитых
странах мира и был основой массовых образовательных практик. Обсуждаются возможность
появления новых социально-антропологических проектов и трансформация систем образования. Рассмотрены
сценарные варианты развития высшего образования в России, сформулированы возможные
позиции федеральных и национальных исследовательских университетов.
Об авторах
Валерий Сергеевич ЕфимовРоссия
Алла Владимировна Лаптева
Россия
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования : пер. с
2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смер
3. Бэкон Ф. Новый Органон // Собр. соч. : в 3 т. М.
4. Высшее образование в России : аналит. докл. / кол. авт. под рук проф. В. Л. Глазычева [Электронный ресур
5. Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное [Электронный ресурс] // Эксперт. 2005.
6. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива // Собр. соч. : в 2 т. М. : А
7. Дежина И. "Утечка умов" из России: мифы и реальность // Д
8. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Корпоративная культура - инструмент развития университета // Ун
9. Зуев С. Э. Несколько замечаний к понятию "рынок культуры" // Программирование культурн
10. Кислов А.Г. Университет эпохи постмодерна // Университетское упр
11. Кузъминов Я. И. Наши университ
12. Коалиции для будущего: стратегии развития России / кол. экономис
13. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир : докл.
14. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в
15. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная филосо
16. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной до
17. Попов А. А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институ
18. Постиндустриальный переход в высшем образо вании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ
19. Розин В. М. Рефлексия образов и сферы образования [Электронный ресу
20. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX Междунар. науч. конф. Модернизация экономики и глобализация, Моск
21. Россия XXI века: образ желаемого завтра
22. Форсайт-проект Детство - 2030 [Электронный ресурс
23. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в
24. Цели развития тысячелетия и национальные проекты - стратегический выб
25. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П
26. Donoghue J. P. Connecting cortex to machines: recent advances in brain interfaces // Nature Neuroscience. 2002. Vol. 5. Р. 1085-1088.
27. Efimov V. S., Lapteva A. V. Practices of Exploring the Future: Russian Foresight // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1. 2009. Vol. 3. Р. 143-153
28. Global Monitoring Report on EFA (Education for All). United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2010. 45 p.
29. Higher Education to 2030. Vol. 2 : Globalization. OECD, 2008. 302 p.
30. HochbergL. R, Serruya M. D, Friehs G. M. et al. Neuronal ensemble control of prosthetic devices by a human with tetraplegia // Nature. 2006. Vol.442, 13 July. Р. 164-171
31. Serruya M. D., Hatsopoulos N. G, Paninski L. et al. Brain-machine interface: Instant neural control of a movement signal // Ibid. Vol. 416, 14 March. Р. 141-142
Рецензия
Для цитирования:
Ефимов В.С., Лаптева А.В. Высшее образование в России: вызовы XXI века. Университетское управление: практика и анализ. 2010;(4):6-17.
For citation:
Efimov V.S., Lapteva A.V. Higher education in Russia: challenge of XXI century. University Management: Practice and Analysis. 2010;(4):6-17. (In Russ.)