Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению

Полный текст:

Аннотация

Представлен обзор концепций изучения институционального многообразия в разных национальных контекстах. В качестве подходов к изучению нового институционального ландшафта российской высшей школы предложен «треугольник координации» Б. Кларка и стейкхолдерский подход. Обоснованы необходимость поощрения развития дифференциации в российском высшем образовании со стороны главного стейкхолде-ра - государства и использование более гибких инструментов образовательной политики (в частности, переход от иерархии приоритетов к широкому спектру равноправных приоритетов).

Об авторах

Евгений Анатольевич Князев
Центр университетского менеджмента Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»
Россия


Наталья Владимировна Дрантусова
Центр университетского менеджмента Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Николаенко Е. А. и др. Экономическое положение вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии и введения ЕГЭ. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

2. Беляков С. А. Новые лекции по экономике образования. М. : МАКС Пресс, 2007. (Сер. : Управление. Финансы. Образование). 423 с.

3. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса/под ред Ф. Дж. Альтбаха и Дж. Салми ; пер. с англ. М.: Весь мир, 2012. 416 с.

4. Зарецкая С. Л., Крыштановский А. О., Титова Н. Л. и др. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

5. Клемина Т. Н. Экологический подход в организационной теории [предисл. к разд.] // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2004. Сер. 8, вып. 3 (№ 24). С. 138-142.

6. Князев Е., Морган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24). С. 17-29.

7. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / под ред. Т. М. Малевой ; Н. В. Зубаревич, Д. X. Ибрагимова и др. М. : Независимый ин-т соц. политики, 2007. 432 с.

8. Павлюткин И. В. «Дилемма университетов» на пути к рынку. Что может сказать «новый институционализм» о поведении образовательной организации? [коммент. к ст. Б. Чарнявски, К. Генелль «В поход за покупками? Университеты на пути к рынку»] // Экономика университета: институты и организации : сб. переводных ст. с коммент/ пер. с англ. под науч. ред. М. В. Семеновой. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2007. 249 с.

9. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. / под ред. Т. Л. Клячко. М. : МАКС Пресс, 2009.

10. Радаев В. Пять принципов построения нового университета // ProetContra. 2010. № 3 (49). С. 6-19.

11. Рейес К., Россо, П. Новый подход к классификации чилийских университетов [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. 2012. № 67. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/278/2470/

12. Солодухин К. С. Стратегическое управление вузом как стейкхолдер-компанией. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009.

13. Социальная дифференциация высшего образования / отв. ред. С. В. Шишкин. М. : Независимый ин-т соц. политики, 2005. 384 с.

14. Титова Н. Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. М. : ГУ-ВШЭ, 2008.

15. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы : аналит. докл. / В. М. Филиппов, Е. А. К-нязев, А. О. Грудзинский и др. М. : Логос, 2005. 540 с.

16. Bhandari R., El-Amine A. Higher Education Classification in the Middle East and North Africa: A Pilot Study. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iie.org/ Research-and-Publications/Publications-and-Reports/IIE-Bookstore/MENA-Institutional-Classification-Study.

17. Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. Carnegie Classification Methodology [Electronic resource]. URL: http://classifications.carnegiefoundation.org/ methodology/.

18. Clark B. The higher education system: Academic organization in crossnational perspective. Los Angeles : University of California Press, 1983. 315 p.

19. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford: International Association of Universities and Elsevier Science Ltd., 1998. 163 p.

20. Geiser S., Atkinson R. C. Beyond the Master Plan. The Case for Restructuring Baccalaureate Education in California [Electronic resource] // University of Berkeley: Centre for Studies in Higher Education. Research and Occasional Papers Series. 2010. Nov. URL: http://cshe. berkeley.edu/publications/docs/ROPS.Geiser.Atkinson. BeyondMP.11.18.10.pdf/

21. Gumport P. J., Sporn B. Institutional Adaptation: Demands for Management Reform and University Administration // Higher Education: Handbook of Theory and Research / John Smart (ed.). New York : Agathon Press, 1999. Vol. 14.

22. Huisman J., Meek V.L., Wood F. Institutional Diversity in Higher Education: a Cross-National and Longitudinal Analysis // Higher Education Quarterly. 2007. Vol. 61, № 4. P. 563-577.

23. Mapping the Higher Education Landscape / F. van Vaught (ed.). Dordrecht : Springer Science+Business Media B. V., 2009. 167 p.

24. Meek V. L., Davies D. Policy Dynamics in Higher Education and Research: Concepts and Observations // Higher Education, Research and Innovation: Changing Dynamics : Report on the UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge 2001-2009 / V. L. Meek, U. Teichler, M.-L. Kearney (eds). Kassel: INCHER, 2009. 242 p.

25. OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics. Paris : OECD Publications, 2004.

26. Peterson M. The Study of Colleges and Universities as Organizations // Sociology of Higher Education: Contributions and Contexts / Patricia J. Gumport (ed.). Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2007. P. 147-184.

27. Reichert S. Institutional Diversity in European Higher Education. Tensions and challenges for policy makers and institutional leaders. Brussels : EUA, 2009. 164 p.

28. Reumer C, Wende M. van der. Excellence and Diversity: The Emergence of Selective Admission Policies in Dutch Higher Education - A Case Study on Amsterdam University College [Electronic resource] // University of Berkeley: Centre for Studies in Higher Education. Research and Occasional Papers Series: CSHE.15.10. 2012. Oct. URL: http://cshe.berkeley.edu/publications/ publications.php?id=368/

29. Scott P. Conclusion: triumph and retreat // The state of UK higher education. Managing change and diversity / D. Warner, D. Palfreyman (eds.). Buckingham : SRHE & Open University press, 2001. P. 186-204.

30. Steele K. Classifying Universities: Institutional Brands from the Market’s Perspective. Academica Group White Paper, 2008. May. 15 p.

31. Teichler U. Changing Structures of the Higher Education Systems: The Increasing Complexity of Underlying Forces // Diversification of Higher Education and the Changing Role of Knowledge and Research. UNESCO Forum Occasional Paper Series Paper No. 6. Paris, 2004. P. 3-17.


Для цитирования:


Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению. Университетское управление: практика и анализ. 2012;(5):43-52.

For citation:


Knyazev E.A., Drantusova N.V. Differentiation in higher education: the main concepts and approaches to study. University Management: Practice and Analysis. 2012;(5):43-52. (In Russ.)

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)