Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Открытое образование как стратегическое направление развития университета

https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.004

Полный текст:

Аннотация

Статья описывает опыт создания в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина открытых онлайн-курсов и их использования в образовательных программах высшего образования. Определены варианты реализации принципов открытого образования, цели развития этого направления на примере конкретного университета. Рассмотрены основные сложности, которые возникают при использовании открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза: изменение подходов к организации учебного процесса, к планированию нагрузки преподавателей, к распределению ответственности за реализацию частей образовательной программы, к созданию образовательного контента и последующему управлению им как интеллектуальной собственностью. Предложен вариант совместного правообладания он-лайн-курсом университетом и авторским коллективом, разделения доходов от реализации обучения с целью мотивации авторов на создание высококачественного продукта и постоянное его улучшение. Дается оценка экономических и иных эффектов развития открытого образования для университета, описываются разные модели вхождения в рынок открытого образования как производителей открытых онлайн-курсов, так и потребителей нового образовательного продукта. Проводится анализ рисков развития отрытого образования, существующих барьеров, возможных вариантов дальнейшего роста. В качестве основы для статьи используется опыт реализации открытых онлайн-курсов на собственных площадках открытого образования УрФУ и на национальной платформе «Открытое образование». Статья содержит описание конкретных практик, которые могут быть использованы администраторами вузов для повышения эффективности открытого образования или быстрого развития данного направления в вузе.

Об авторах

В. С. Третьяков
Уральский федеральный университет
Россия


В. А. Ларионова
Уральский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Du Mont R. R. Distance Learning: A Systems View An Assessment and Review of the Literature. Kent State University. May, 2002. 164 p.

2. Global e-Learning Investment Review. UK: IBIS Capital Ltd., 2013. http://www.siblinggroup.com/wp-content/uploads/2014/01/IBIS-Capital-e-Learning-Lessons-for-the-Future.pdf.

3. Ho A. D., Chuang I., Reich J., Coleman C., Whitehill J., Northcutt C., Williams J. J., Hansen J., Lopez G., Petersen R. HarvardX and MITx: Two years of open online courses (HarvardX Working Paper No. 10). 2015. doi:10.2139/ssrn.2586847.

4. Hoxby C. The Economics of Online Postsecondary Education: MOOCs, Nonselective Education, and Highly Selective Education. Working Paper 19816. January 2014. JEL No. A2, I2, L33, L86. URL: http://www.nber.org/papers/w19816.

5. Epelboin Y. MOOC in Europe. URL: http://wiki.upmc.fr/display/tice/MOOC+in+Europe (дата обращения 12.01.2016).

6. Crouch C. H., Mazur E. Peer Instruction: Ten years of experience and results. URL: http://web.mit.edu/jbelcher/www/TEALref/Crouch_Mazur.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

7. Theory and Practice of Online Learning / еd. T. Anderson & F. Elloumi. Athabasca University, 2004.

8. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Исследование SEDeC / Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. Сентябрь 2013. 52 с.

9. Смолин О. Н. Вызов национальному образовательному суверенитету : доклад. М. 2014. http://www.smolin.ru/duma/audition/2014-05-19.htm.

10. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2012).


Для цитирования:


Третьяков В.С., Ларионова В.А. Открытое образование как стратегическое направление развития университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(2):51-60. https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.004

For citation:


Tretyakov V.S., Larionova V.A. Open education as a university development strategic direction. University Management: Practice and Analysis. 2016;(2):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.004

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)