Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития

https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.023

Аннотация

   Трансформация российского высшего образования в условиях внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) – предмет дискуссий, в которых активно участвуют и академические исследователи, и практики. Предлагаемая статья, основанная на кабинетном анализе открытых источников и экспертных интервью, посвящена сильным и слабым сторонам использования ИИ в российских вузах. Рассмотрены основные тенденции внедрения соответствующих технологий, приведены примеры применения ИИ-решений в образовательной сфере, указаны перспективы дальнейшего развития и возникающие риски. В заключении рассматриваются этические и правовые аспекты внедрения ИИ-инноваций. Представленные результаты будут полезны при принятии решений о внедрении ИИ-технологий в учебный, исследовательский и административные процессы университета.

Об авторах

С. Г. Давыдов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Сергей Геннадьевич Давыдов, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник, аналитик

департамент социологии; Международная лаборатория исследований социальной интеграции; Международная лаборатория прикладного сетевого анализа

101000; ул. Мясницкая, 20; Москва



Н. Н. Матвеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Наталия Николаевна Матвеева, кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник

кафедра экономической теории и эконометрики; Международная лаборатория прикладного сетевого анализа

101000; ул. Мясницкая, 20; Москва



Н. В. Адемукова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Надежда Владимировна Адемукова, старший преподаватель

Институт медиа

101000; ул. Мясницкая, 20; Москва



А. А. Вичканова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Арина Александровна Вичканова, магистрант

Институт образования

101000; ул. Мясницкая, 20; Москва



Список литературы

1. Namatherdhala B., Mazher N., Sriram G. K. A comprehensive overview of artificial intelligence tends in education // International Research Journal of Modernization in Engineering Technology and Science. 2022. Vol. 4, nr 7. P. 61–67.

2. Yufeia L., Salehb S., Jiahuic H., Syed S. M. Review of the Application of Artificial Intelligence in Education // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 12, nr 8. P. 548–562. DOI: 10.53333/IJICC2013/12850.

3. Ouyang F., Zheng L., Jiao P. Artificial Intelligence in Online Higher Education : A Systematic Review of Empirical Research from 2011 to 2020 // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27, nr 6. P. 7893–7925. DOI: 10.1007/s10639-022-10925-9.

4. Communication Artificial Intelligence for Europe. European Commission. 25 April 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/communication-artificial-intelligence-europe (дата обращения: 25. 07. 2024).

5. Recommendation of the Council on Artificial Intelligence. OECD Legal Instruments. 22 May 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449 (дата обращения: 25. 07. 2024).

6. Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. UNESCO [Электронный ресурс]. 16 May 2023. URL: https://www.unesco.org/en/articles/recommendation-ethics-artificial-intelligence (дата обращения: 25. 07. 2024).

7. Miao F, Holmes W, Huang R, Zhang H. AI and Education: A Guidance for Policymakers. UNESCO Publishing, 2021. 47 p.

8. Holmes W, Tuomi I. State of the Art and Practice in AI in Education // Eur J Educ. 2022. Vol. 57, nr 4. P. 542–570. DOI: 10.1111/ejed.12533.

9. Limna P, Jakwatanatham S., Siripipattanakul S., Kaewpuang P., Sriboonruang P. A Review of Artificial Intelligence (AI) in Education during the Digital Era // Advance Knowledge for Executives. 2022. Vol. 1, nr 1. P. 1–9.

10. Фомина А. Н. Проблемы и перспективы развития рынка искусственного интеллекта в России // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 2. С. 1051–1068. DOI: 10.18334/vinec. 12.2.114607.

11. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.

12. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 2 июля 2021 г. № МН-5/2657 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401364914/ (дата обращения: 25. 07. 2024).

13. МГПУ разрешил студентам использовать ИИ при подготовке ВКР. МГПУ. 31 августа 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/mgpu-razreshil-studentam-ispolzovat-ii-pri-podgotovke-vkr/ (дата обращения: 25. 07. 2024).

14. В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ. НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/910929629.html (дата обращения: 25. 07. 2024).

15. Другова Е. А, Журавлева И. И, Захарова У. С., Сотникова В. Е., Яковлева К. И. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования : обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 107–153.

16. Влияние искусственного интеллекта на образование. АНО «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/Vliyanie_ii_na_obrazovanie_.pdf (дата обращения: 25 июля 2024).

17. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72838946/ (дата обращения: 25. 07. 2024).

18. Alzubaidi L., Zhang J., Humaidi A. J., Al-Dujaili A., Duan Ye, Al-Shamma O., Santamaría J., Fadhel M. A., Al-Amidie M., Farhan L. Review of deep learning: Concepts, CNN architectures, challenges, applications, future directions // Journal of big Data. 2021. Vol. 8. P. 1–74. DOI: 10.1186/s40537-021-00444-8.

19. Akgun S., Greenhow C. Artificial Intelligence in Education: Addressing Ethical Challenges in K-12 Settings // AI and Ethics. 2022. Vol. 2. P. 431–440. DOI: 10.1007/s43681-021-00096-7.

20. Михайлова И. В, Шмелева С. В., Махов А. С. Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 38–41.

21. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 206 с.

22. Flick C. Informed consent and the Facebook emotional manipulation study // Res Ethics. 2016. Vol. 12, nr 1. P. 14–28. DOI: 10.1177/174701611559956.

23. Remian D. Augmenting education: ethical considerations for incorporating artificial intelligence in education. Boston: University of Massachusetts, 2019. 57 p.

24. Лукичев П. М., Чекмарев О. П. Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т 13, № 1. С. 485–502.

25. Искусственный интеллект за школьной партой // Ростех [Электронный ресурс]. URL: https://rostec.ru/media/news/iskusstvennyy-intellekt-za-shkolnoy-partoy/#start (дата обращения: 25 июля 2024).

26. В Московском городском педагогическом университете сделали «Умные аудитории» [Электронный ресурс] // VK. СВАО Онлайн. URL: https://vk.com/wall-201816108_7755 (дата обращения: 25 июля 2024).

27. DeepTalk. CDO Global. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://deeptalk.tech/ru/ (дата обращения: 25 июля 2024).

28. Skyeng. Skyeng. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://skyeng.ru/ (дата обращения: 25 июля 2024).

29. Давыдов С. Г. Цифровые компетенции россиян и работа на самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 403–422. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1913.

30. Mindell A. Alternative to therapy: A creative lecture series on process work. Gatekeeper Press, 2018. 421 p.

31. Mindell A. Metaskills: The Spiritual Art of Therapy. 2<sup>nd</sup> ed. Lao Tse Pr Ltd., 2001. 192 p.


Рецензия

Для цитирования:


Давыдов С.Г., Матвеева Н.Н., Адемукова Н.В., Вичканова А.А. Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(3):32-44. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.023

For citation:


Davydov S.G., Matveeva N.N., Ademukova N.V., Vechkanova A.A. Artificial Intelligence in Russian Higher Education: Current State and Development Prospects. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(3):32-44. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.03.023

Просмотров: 723


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)