Тупики университетского менеджериализма: концептуальный анализ
https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.009
Аннотация
В настоящей статье представлена характеристика концепции идеологии университетского менеджериализма как метода управления высшими учебными заведениями в условиях «квази-рынка» образовательных, исследовательских, инновационных и иных услуг. Обретение университетами части прав, применяемых в организациях корпоративного сектора экономики, привело к расслоению традиционного университетского сообщества на салариат – управленческую элиту, исполняющую волю и задания учредителя по реализации государственных инвестиций в условиях финансовой модели сильно ограниченных средств, – и «прекаризованный слой» профессорско-преподавательского состава. Университетская управленческая элита, становясь социальной стратой, неявно концептуализирует свои собственные ценности, которые определяют содержание реализуемых управленческих практик. Новизной статьи является концептуальный социально-философский анализ постулатов менеджериальной теории в университетском управлении, который основывается на опыте мировой высшей школы. Выделяются и обсуждаются такие идеологемы университетского менеджериализма, как стремление к экономической эффективности университета, «дорога без начала и конца» (лестница Пенроуза), инструментальное мышление, создание и управление репутацией, правила поведения. Представлен анализ непреднамеренных рисков, порождаемых применением менеджериальной теории в университетском управлении. Статья может быть интересна руководящим работникам высшего образования и российскому академическому сообществу.
Об авторе
О. Б. ТомилинРоссия
Томилин Олег Борисович – кандидат химических наук, доцент, заведующий кафедрой физической химии
430005, Саранск, ул. Большевистская, 68
Список литературы
1. Deem R. “New Managerialism” and Higher Education: The Management of Performances and Cultures in Universities in the United Kingdom // International Studies in Sociology of Education. 1998. Vol. 8, nr 1. P. 47–70. DOI: 10.1080/0962021980020014
2. Deem R., Brehony K. J. Management as Ideology: the Case of “New Managerialism” in Higher Education // Oxford Review of Education. 2005. Vol. 31, nr 2. P. 217–235. DOI:10.1080/03054980500117827
3. Томилин О. Б., Клюев А. К. «Черные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8–9.С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55.
4. Томилин О. Б. Критический обзор эволюции практик университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 3. С. 115–130. DOI: 10.15826/umpa.2023.03.027.
5. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб: Питер, 2004. 512 с.
6. Jacques M. When China Rules the World: the Rise of the Middle Kingdom and the End of the Western World. London: Allen Lane, 2009. 576 p.
7. McMahon W. Higher Learning, Greater Good: the Private and Social Benefits of Higher Education. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2009. 432 p.
8. Samuelson P. The Pure Theory of Public Expenditure // Review of Economics and Statistics. 1954. Vol. 36, nr 4. P. 387–389.
9. Becker G. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. NewYork: Columbia University Press, 1964. 23 p.
10. Stiglitz J. Knowledge as a Global Public Good // Kaul I., Grunberg I., Stern M. Global Public Goods: International Cooperation in the 21st Century. New York: Oxford University Press, 1999. P. 308–325.
11. Marginson S. Higher Education and Public Good // Higher Education Quarterly. 2011. Vol. 65, nr 4. P. 411–433. DOI: 10.1111/j.1468–2273.2011.00496.x.
12. Humboldt W. Von. On the Spirit and Organizational Framework of Intellectual Institutions in Berlin // Minerva. 1970, Vol. 8, nr 2. P. 242–267.
13. Гребнев Л. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. C. 29–41.
14. Elton L. Collegiality and Complexity: Humboldt’s Relevance to British Universities Today // Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62, nr 3. P. 224–236.
15. Ashwin P. Changing Higher Education: the Development of Learning and Teaching. Abingdon: Routledge, 2006. 168 p.
16. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.
17. Piketty T. Capital in the Twenty-First Century. Cambridge, MA: Belknap Harvard University Press, 2014. 452 p.
18. LeGrand J., Bartlett W. Quasi-Markets and Social Policy. London: Macmillan, 1993. P. 202–220.
19. Cuthbert R. Working in Higher Education. Buckingham: Open University Press, 1996. 225 p.
20. Trow M. More Trouble than it’s Worth // The Times Higher Education Supplement. 1997. 24 October. P. 26.
21. Clarke J., Newman J. The Managerialization of Public Services // Clarke J., Cochrane A., McLaughlin E. Managing Social Policy. London: Sage, 1994. P. 13–31.
22. Clarke J., Newman J. The Managerial State: Power, Politics and Ideology in the Remaking of Social Welfare. London: Sage, 1997. 192 p.
23. Clarke J., Gewirtz S. et al. New Managerialism, New Welfare? London: Sage, 2000. 288 p.
24. Hood C. Paradoxes of Public Sector, Old Public Management and Public Service Bargains // International Public Management Journal. 2000. Vol. 3, nr 1. P. 1–22.
25. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, Proletarian and Entrepreneurial Career Stories: Junior Academics as a Case in Point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42 (7). P. 1292–1308. DOI: 10.1080/03045079.2015.1092129.
26. Reed M. New Managerialism, Professional Power and Organizational Governance in UK Universities: a Review and Assessment // Amaral A., Jones G. A., Karseth B. Governing Higher Education: National Perspectives on Institutional Governance. Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2002. P. 163–185.
27. Farrell C., Morris J. The “Neo-Bureaucratic” State: Professionals, Managers and Professional Managers in Schools, General Practices and Social Work // Organization. 2003. Vol. 10, nr 1. P. 129–156.
28. Staff at Higher Education Providers in the United Kingdom 2015/16. Higher Education Statistics Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www.hesa.ac.uk/news/19-01-2017/sfr243-staff (дата обращения: 09.04.2017).
29. Gibbs T., Kharouf H. The Value of Co-Operation: an Examination of the Work Relationships of University Professional Services Staff and Consequences for Service Quality // Studies in Higher Education. 2022. Vol. 47, nr 1. P. 38–52. DOI: 10.1080/03075079.2020.1725878.
30. Santiago R., Carvalho T. The “Dark Side of the Moon” // Sarrico C., Teixeira P., Magalhães A., Veiga A., Rosa M. J., Carvalho T. Global Challenges, National Initiatives, and Institutional Responses: The Transformation of Higher Education. Rotterdam: Sense Publishers, 2016. P. 55–76. DOI: 10.1007/978-94-6300-675-0_4.
31. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. 616 с.
32. Тощенко Ж. Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3–13.
33. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: АдМаргинем Пресс, 2014. 328 с.
34. Курбатова М. В. Донова И. В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. Т. 11 (2). С. 122–145. DOI: 10.17835/2076–6297.2019.11.2.122–145.
35. Воробьева И. В. Социально-трудовое положение преподавателей вуза: элитные специалисты или потенциальные прекарии? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31 (10). С. 69–86. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-69-86.
36. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд-во Вильямс, 2007. 288 с.
37. MacIntyre A. After Virtue. London: Duckworth, 1985. 305 p.
38. Alvesson M., Deetz S. Critical Theory and Postmodernism: Approaches to Organizational Studies // Clegg S., Hardy C. Studying Organization: Theory&Method. London: Sage, 1999. Р. 185–211.
39. Erickson M., Hanna P., Walker C. The UK Higher Education Senior Management Survey: a Stat Activist Response to Managerialist Governance // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46 (11). P. 2134 –2151. DOI: 10.1080/03075079.2020.1712693.
40. Барков С. А., Маркеева А. В., Гавриленко О. В. Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2024. Т. 24, № 1. С. 58–72. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72
41. Hospers G.-J. Silicon Somewhere? // Policy Studies. 2006. Vol. 27, nr 1. P. 1–15. DOI: 10.1080/01442870500499934
42. Hospers G.-J. Restructuring Europe’s Rustbelt: the Case of the German Ruhrgebiet // Intereconomics: Review of European Economic Policy. 2004. Vol. 39. P. 147–156.
43. Данилова Е. Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 1–10.
44. Лисюткин М. А., Фрумин И. Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5. С. 12–20.
45. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
46. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Азбука, 2023. 880 с.
47. Мрдуляш П. Б. Проектирование развития в формате стратегических сессий // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 1–2. С. 155–164. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.013
48. «HR-технологии». КоммерсантЪ. Приложение № 179 от 27.09.2023. C. 1.
49. Heskett J. L., Jones T. O., Loveman G. W., Sasser W. E., Schlesinger L. A. Putting the Service – Profit Chain to Work // Harvard Business Review. 2008. Vol. 86, nr 7–8. P. 1–13. DOI: 10.1037/e459772008-014
50. Gronroos C. Value Co-Creation in Service Logic: A Critical Analysis // Marketing Theory. 2011. Vol. 11, nr 3. P. 279–301. DOI: 10.1177/1470593111408177
51. Shattock M. University Governance, Leadership and Management in a Decade of Diversification and Uncertainty // Higher Education Quarterly. 2019. Vol. 67, nr 3. P. 217–233. DOI: 10.1111/hequ.12017
52. Subramony M. Client Supportiveness in Contingent Employment: The Role of Relationship Quality // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2014. Vol. 23, nr 1. P. 131–144. DOI: 10.1080/1359432X.2012.718116
53. Томилин О. Б., Клюев А. К., Багирова А. П. Идентичность ректора университета: академик vs администратор // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 1. С. 68–81. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.005
54. Legge K. Human Resource Management: the Topics and Realities. Basingstoke: Macmillan Business, 1995. 385 p.
55. Gewirtz S., Ball S., Bowe R. Markets, Choice and Equity in Education. Buckingham: Open University Press, 1995. P. 96–97.
56. Clarke J., Newman J. Managing to Survive: Dilemmas of Сhanging Organizational Form in the Public Sector: Unpublished Paper Presented to Annual Conference of the Social Policy Association. Nottingham: University, 1992. P. 19–20.
57. Lynch K., Ivancheva M. Academic Freedom and the Commercialization of Universities: a Critical Ethical Analysis // Ethics in Science and Environmental Politics. 2015.Vol. 15 (1). P. 71–85.
58. Jameson J. Critical Corridor Talk: Just gossip or Stoic Resistance? Unrecognised Informal Higher Education Leadership // Higher Education Quarterly. 2018. Vol. 72. P. 375–389. DOI: 10.1111/hequ.12174.
59. Worthy J. C. Big Business and Free Men. New York: Harper and Row, 1959. 205 p.
60. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6 т. М.: «Мысль», 1999. Т. 4, Ч. I. C. 211–310.
61. Worthy J. C. Organizational Structure and Employee Morale // American Sociological Review. 1950. Vol. 15, nr 2. P. 169–179.
62. Томилин О. Б., Клюев А. К., Другова Е. А., Фадеева И. М., Томилин О. О. Организационные конфликты в трансформации университетов: destruam et aedificabo // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2 (95). С. 265–283.
63. Приказ Минобрнауки РФ от 1 февраля 2022 г., № 92 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера руководителям таких учреждений» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140027 (дата обращения: 09.10. 2023).
64. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
65. Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Динамика изменений организационной культуры российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 92–105. DOI: 10.15826/umpa.2017.02.024
66. Van Waeyenberg N., Decramer A., Desmidt S., Audenaert M. The Relationship Between Employee Performance Management and Civil Servants’ Turnover Intentions: A Test of the Mediating Roles of System Satisfaction and Affective Commitment // Public Management Review. 2017. Vol. 19 (6). P. 747–764.
67. Bauwens R., Audenaert M., Huisman J., Decramer A. Performance Management Fairness and Burnout: Implications for Organizational Citizenship Behaviors // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44 (3). P. 584–598. DOI: 10.1080/03075079.2017.1389878.
68. Moliner C., Martínez-Tur V., Ramos J., Peiró J. M., Cropanzano R. Organizational Justice and Extrarole Customer Service: The Mediating Role of Well-Being at Work // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2008. Vol. 17 (3). P. 327–348.
69. Barkhuizen N., Rothmann S., van de Vijver F. J. R. Burnout and Work Engagement of Academics in Higher Education Institutions: Effects of Dispositional Optimism // Stress and Health. 2014. Vol. 30 (4). P. 322–332.
70. Demerouti E., Bakker A., Vardakou I., Kantas A. The Convergent Validity of Two Burnout Instruments: A Multitrait-Multimethod Analysis // European Journal of Psychological Assessment. 2003. Vol. 19 (1). P. 12–23.
71. Halbesleben J. R. B., Buckley M. R. Burnout in Organizational Life // Journal of Management. 2014. Vol. 30 (6). P. 859–879.
72. Томилин О. Б, Фадеева И. М., Томилин О. О. Оценка степени интеллектуального и эмоционального выгорания в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 1–2. С. 141–154. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.012
73. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск: БГУ, 2005. 104 с.
74. Асмолов А. Г., Галажинский Э. В. Университет как «мастер по обниманию необъятного». Знакомьтесь – «Ректорий» // Образовательная политика. 2021. № 2 (86). C. 10–17.
Рецензия
Для цитирования:
Томилин О.Б. Тупики университетского менеджериализма: концептуальный анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(1):125-143. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.009
For citation:
Tomilin O.B. Stalemates of University Managerialism. University Management: Practice and Analysis. 2024;28(1):125-143. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.009