Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования

https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.003

Аннотация

Статья раскрывает контексты, при которых особую значимость имеют индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Вводятся и уточняются следующие понятия: индивидуализация в образовании, индивидуальная образовательная программа, образовательный заказ и self-компетенции. На данный момент категория self-компетенций только начинает обсуждаться в образовательном сообществе, в связи с этим авторы предлагают ее понятийную структуру и определения. Анализируя литературу и кейсы университетов, представленные в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», инициированного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в 2021 г., авторы показывают, какие содержательные и организационные изменения вносят университеты в свою образовательную деятельность, чтобы индивидуализация стала возможной. На основе этого в статье зафиксированы такие типы инициации процессов работы с индивидуализацией, как средовой, тьюторский и смешанный. В ходе сравнения практик университетов, представленных в рамках указанного выше проекта, авторы выделили основные этапы и особенности работы университетов по переходу к той или иной модели индивидуализации и формированию индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) студентов. В статье показано, что внедрение ИОТ и принципов индивидуализации в целом обусловлено рядом организационно-управленческих условий, связанных с цифровизацией, кадровой политикой, перестройкой образовательных программ и т. д. Авторы делают выводы о том, что обеспечение этих условий позволило реализовать практику индивидуализации в университетах и, опираясь на проведенный анализ, фиксируют некоторые общие результаты и эффекты, которые возникли вследствие ее внедрения.

Об авторах

Т. А. Климова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Климова Татьяна Александровна – младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории индивидуализации и тьюторства Института образования

634050, Томск, пр. Ленина, 36



А. Т. Ким
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Ким Анжелика Трофимовна – младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории индивидуализации и тьюторства Института образования

634050, Томск, пр. Ленина, 36



М. А. Отт
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Отт Марина Александровна – начальник отдела сопровождения инновационных образовательных проектов Института образования

634050, Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Ehlers U.-D. Future Skills. The Future of Learning and Higher Education. Germany : Karlsruhe, 2020. XXII, 311 p.

2. Cascio J. Facing the Age of Chaos [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-ofchaos-b00687b1f51d (дата обращения: 01.12.2022).

3. Grabmeier S. BANI vs. VUCA [Электронный ресурс]. URL: https://stephangrabmeier.de/bani-vs-vuca/ (дата обращения: 01.12.2022).

4. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию : аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. 46 с.

5. Розин В. М. Условия мыслимости индивидуализации в новой парадигме образования // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 161–172.

6. Степанов С. А., Суханова Е. А. Педагогические и организационно-управленческие условия развития практики индивидуализации и тьюторства в образовательном учреждении. Волгоград : Принт, 2013. 324 с.

7. Ковалева Т. М. Пленарный доклад на XV Международной научно-практической конференции (XXVII Всероссийской) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании», 26–27 октября 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/xv-mezhdunarodnaya-nauchnoprakticheskaya-konferentsiya-tyutorov/ (дата обращения: 01.12.2022).

8. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85–94.

9. Суханова Е. А., Ковалева Т. М., Зоткин А. О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 (101). С. 90–97.

10. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность : материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научнопрактической конференции), Москва, 29–30 октября 2019 г. Москва : Межрегиональная тьюторская ассоциация, 2019. С. 11–16.

11. Абрамова М. О., Акоев М. А., Анисимов Н. Ю. и др. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы : коллективная монография. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. 200 с.

12. Имакаев В. Р. 1.2. Социокультурная ситуация актуализации тьюторской модели современного университета: проблематизация универсального // Становление тьюторской модели современного университета в России : коллективная монография. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2019. С. 20–37.

13. Качество образования в российских университетах [Электронный ресурс]. URL: https://high-edu-quality. ru (дата обращения: 15.01.2023).

14. Практика управления качеством образования на основе опыта Университета ИТМО. Университет VS коронавирус. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. 67 с.

15. Обабков И. Н., Овчинникова В. А., Замощанский И. И. Описание практики управления качеством образования в условиях пандемии COVID-19 на основе опыта Уральского федерального университета. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. 83 с.

16. Литвинова Т. М., Кинкулькина М. А., Галузина И. И. Практики управления качеством образования в условиях пандемии COVID-19 на основе опыта ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. 30 с.

17. Суханова Е. А., Осипова Т. Ю., Нагель О. В. Практика управления качеством образования на основе опыта Томского государственного университета (в II частях). Ч. I. Инструменты управления качеством образования при переходе к смешанному обучению. Опыт Томского государственного университета. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. 87 с.

18. Обеспечение ИОТ и работа с развитием selfкомпетенций как фактор качества образования / Е. А. Суханова, М. А. Отт, Т. А. Климова [и др.]. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2022. 60 с.


Рецензия

Для цитирования:


Климова Т.А., Ким А.Т., Отт М.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):23-33. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.003

For citation:


Klimova T.A., Kim A.T., Ott M.A. Students’ Individual Educational Trajectories as a Condition for High-Quality University Education. University Management: Practice and Analysis. 2023;27(1):23-33. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.003

Просмотров: 1040


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)