Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Высшее образование как конструктор будущего современной молодежи

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.018

Аннотация

Современный университет все больше ориентируется на студенческую субъектность, т.е. его деятельность направлена на конструирование не будущего студентов, а субъекта, который сам способен определять и формировать свое будущее. Но связывают ли студенты свое настоящее обучение с последующей жизнью и трудовой деятельностью? В статье рассматривается, как современная студенческая молодежь оценивает тот набор условий, возможностей и инструментов, которые дает им вуз для конструирования будущего. Цель статьи – выделить факторы, детерминирующие в сознании молодежи связь между обучением в настоящем моменте и тем, что ожидается после его завершения в будущем. Эмпирической базой работы послужили данные VIII этапа мониторинга студенчества Свердловской области, представляющие собой результаты анкетного опроса 2000 студентов из 13 вузов региона. В ходе исследования изучалось отношение к учебе, удовлетворенность качеством подготовки, применением различных форм обучения и возможностями, предлагаемыми вузом. Врезультате анализа выделены две группы факторов: объективные (набор возможностей, предоставляемых вузом) и субъективные (личная ответственность и осознанность студентов). От их сочетания зависит, воспринимает ли студенческая молодежь обучение как актуальное для своего будущего, т.е. отмечает ли наличие связи получаемых знаний, навыков и компетенций с последующей жизнью и работой. Сделан вывод о том, что университет должен не только предоставлять новые образовательные возможности для студентов, но и заниматься формированием осознанности и ответственности студентов в плане конструирования их будущего. Представленные в работе результаты и выводы будут полезны менеджменту университетов в проектировании различных практик, форм и методов работы со студентами. Также статья может представлять интерес для исследователей и широкой общественности. 

Об авторах

Ю. Р. Вишневский
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Вишневский Юрий Рудольфович – доктор философских наук, почетный профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления 

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19



А. Н. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Тарасова Анна Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления 

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

 



Список литературы

1. Вишневский Ю. Р., Банникова Л. Н., Дидковская Я. В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2. С. 74–80.

2. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю. Управленцам вузов о социокультурном развитии студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3 (115). С. 165–174. DOI 10.15826/umpa.2018.03.035.

3. Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего: (по материалам VIII этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995– 2020 гг.). Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. 372 с.

4. Ридингс Б. Университет в руинах. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. 304 с.

5. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 15. DOI 10.26795/2307-1281- 2020-8-2-15.

6. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. Социология. Этнология. 2015. Т. 24. Номер: 4. С. 72–98.

7. Деброк Л. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного взаимодействия // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 44–59. DOI 10.17323/1814-9545-2018-4-44-59.

8. Яшин А.А., Клюев А.К., Багирова А.П. Предприн имательское образование в магистратуре: текущее состояние и новые вызовы // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2–3 (68–69). С. 41–51.

9. Дмитриев Я. В., Алябин И. А., Бровко Е. И., Двинина С. Ю., Демьянова О. В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 59–79. DOI 10.15826/umpa.2021.02.015.

10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи : учеб. пособие. Екатеринбург, Н. Тагил, 1995. 311 с.

11. Луков В. А. Молодежная политика: Концепция И.М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 13–24.

12. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная Социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 12–48.

13. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. New York. 1966.

14. Дуреев С.П., Дуреева Н.С. Конструирование социальной реальности в контексте современного мирового развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). С. 21–25.

15. Mische A. Projects and Possibilities: Researching Futures in Action//Sociological Forum. 2009. No. 3 (24). Р. 695–705 DOI 10.1111/j.1573–7861.2009.01127.x

16. Князева Е. Н. Конструирование будущего // Экономические стратегии. 2010. Т. 12. № 4 (78). С. 88–97.

17. Carabelli G., Lyon D. Young people’s orientations to the future: navigating the present and imagining the future // Journal of Youth Studies. 2016. № 8 (19). P. 1–18. DOI 10.1080/13676261.2016.1145641

18. Черепанова Ю. Школа будущего: пять трендов, которые совершат революцию в высшем образовании // Forbes. 2020. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/404527-shkola-budushchego-pyat-trendov-kotorye-sovershat-revolyuciyu-v-vysshem (дата обращения 05.04.2022).

19. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования : монография. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. 539 с.

20. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 228–251. DOI 10.14515/monitoring.2019.1.11

21. Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования//Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2016. № 1. С. 106–162.

22. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 13–41. DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1602.

23. Ефременко И. И., Герасимова А. А. Представления студентов о профессиональном будущем // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник научных статей, Могилев, 12–13 мая 2016 года. Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2016. С. 143–147.

24. Самсоненко Л.С. Изучение представлений о будущем у студентов на разных этапах обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 4 (29). С. 355–358. DOI 10.26140/anip 2019-0804-0084

25. Громыко Ю.В. Современные проблемы российского образования // Стратегические приоритеты. 2020. № 1–2 (25–26). С. 137–157.

26. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350–363. DOI 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363


Рецензия

Для цитирования:


Вишневский Ю.Р., Тарасова А.Н. Высшее образование как конструктор будущего современной молодежи. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(3):10-21. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.018

For citation:


Vishnevsky Yu.R., Tarasova A.N. Higher Education as a Set of Elements for Building the Future of Modern Youth. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(3):10-21. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.03.018

Просмотров: 627


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)