Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию?
https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.010
Аннотация
Третья миссия университетов, которая заключается во вкладе вузов в социально-экономическое развитие города, региона, а также страны в целом, занимает одно из центральных мест в исследовательской и управленческой повестке высшего образования в России. Несмотря на растущий научный и практический интерес к данной теме, третья миссия как концепт пока не устоялась. В связи с этим до сих пор не ясно, как академическое сообщество расценивает роль и значение третьей миссии. В представляемой исследовательской статье освещается понимание роли третьей миссии сотрудниками и студентами одного российского национального исследовательского университета, для чего в 2021 году в этом вузе была организована серия фокус-групп (объем выборки – 74 респондента). Изучение полученных данных осуществлялось с использованием контент-анализа. Результаты показали, что взгляды информантов на предназначение третьей миссии неоднородны. По мнению большинства опрошенных, третья миссия выполняет исключительно социальную функцию. Некоторые видят в этом направлении деятельности вуза возможности для профессионального развития. И только небольшая доля респондентов считает третью миссию показателем успешности и престижа университета. Коммерческая же составляющая третьей миссии, превалирующая в зарубежных университетах, была отмечена лишь двумя информантами. В практическом плане статья будет полезна администраторам и руководителям российских вузов, а также исследователям, заинтересованным в развитии социальной вовлеченности студентов и сотрудников вузов.
Об авторах
О. В. ДремоваРоссия
Дремова Оксана Викторовна – младший научный сотрудник Института образования
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
И. А. Щеглова
Россия
Щеглова Ирина Александровна – кандидат наук об образовании, младший научный сотрудник Института образования
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Список литературы
1. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67–81.
2. Sigurdson K. T. Clark Kerr’s Multiversity and Technology Transfer in the Modern American Research University // College Quarterly. 2013. Vol. 16, nr 2. P. 1–15.
3. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета – новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. Т. 8/9, № 204. С. 48–55.
4. Agasisti T., Barra C., Zotti R. Research, Knowledge Transfer, and Innovation: The Effect of Italian Universities’ Efficiency on Local Economic Development 2006–2012 // Journal of Regional Science. 2019. Vol. 59, nr 5. P. 819–849.
5. The Strategic Orientation of Universities in Knowledge Transfer Activities / P. Giuri, F. Munari, A. Scandura, L. Toschi // Technological Forecasting and Social Change. 2019. Vol. 138. P. 261–278.
6. Klofsten M., Jones-Evans D. Comparing Academic Entrepreneurship in Europe – The Case of Sweden and Ireland // Small Business Economics. 2020. Vol. 14, nr 4. P. 299–309. DOI 10.1023/a:1008184601282.
7. Nguyen Quoc A., Le M. T., Pham H. H. The Impact of the Third Mission on Teaching and Research Performance: Evidence from Academic Scholars in an Emerging Country // SAGE Open. 2021. Vol. 11, nr 4. P. 1–12. DOI 10.1177/21582440211054493.
8. Jongbloed B., Enders J., Salerno C. Higher Education and Its Communities: Interconnections, Interdependencies and a Research Agenda // Higher Education. 2008. Vol. 56, nr 3. P. 303–324.
9. Etzkowitz H. The Entrepreneurial University and the Emergence of Democratic Corporatism // Universities and the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University-Industry-Government Relations / L. Leydesdorff and H. Etzkowitz (eds.). London : Cassell, 1997. P. 141–152.
10. The New Flagship Universit y: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy / J. A. Douglass (ed.). Springer, 2016. 217 p. DOI 10.1057/9781137500496.
11. Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Университет как научный и социальный институт в современном российском обществе // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 37–43.
12. Slaughter S., Leslie L. L. Expanding and Elaborating the Concept of Academic Capitalism // Organization. 2001. Vol. 8, nr 2. P. 154–161.
13. Denny E. Three Ways Universities are Helping Their Communities during the Pandemic // EAB : [сайт]. URL: https://eab.com/insights/expert-insight/operations/threeways-universities-are-helping-their-communities-during-thepandemic/ (дата обращения: 15.01.2022).
14. Тимофеев А. «Я почему-то не боюсь»: как студенты работают в больницах Москвы // Газета.Ru : официальный сайт. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/05/06/13073815.html (дата обращения: 17.01.2022).
15. Saxton S. Medical Students Help Tackle COVID-19 Community Health Challenges // Imperial College London : [сайт]. URL: https://www.imperial.ac.uk/news/217073/medical-students-help-tackle-covid-19-community/ (дата обращения: 15.01.2022).
16. U N ESCO. Higher Education I nstit utions’ Engagement with the Community. UNESCO COVID-19 Education Response: Education Sector Issue Notes. 2020 // UNESCO : [сайт]. URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/issuenotes (дата обращения: 18.02.2022).
17. Thomas T., Colin-Jones R. Universities were Key to Fast COVID Vaccine Development // University World News : [сайт]. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20210115084622247 (дата обращения: 20.02.2022).
18. Черненкова Е. И., Иноземцева В. А. Роль опорного вуза в практиках общественного участия // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 127–140. DOI 10.15826/umpa.2018.03.032.
19. Egorov A., Leshukov O., Froumin I. «Regional Flagship» University Model in Russia: Searching for the Third Mission Incentives // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26, nr 1. P. 77–90. DOI 10.1007/s11233-019-09043-y.
20. Gregersen B., Linde L. T., Rasmussen J. G. Linking between Danish Universities and Society // Science and Public Policy. 2009. Vol. 36, nr 2. P. 151–156.
21. Knudsen M. P., Frederiksen M. H., Goduscheit R. C. New Forms of Engagement in Third Mission Activities: A Multi-Level University-Centric Approach // Innovation. 2021. Vol. 23, nr 2. P. 209–240.
22. Головко Н. В., Рузанкина Е. А. Предпринимательский университет: академический капитализм и многопользовательское управление // Власть. 2016. № 5. С. 67–74.
23. Donatiello D., Gherardini A. All that Glitters is Not Gold: The Surrogate Use of University Spin-Offs. Insights from Italy // Higher Education Policy. 2019. Vol. 32, nr 2. P. 203–226.
24. Schnurbus V., Edvardsson I. R. The Third Mission among Nordic Universities: A Systematic Literature Review // Scandinavian Journal of Educational Research. 2022. Vol. 66, nr 2. P. 238–260.
25. Cervantes M. Higher Education Institutions in the Knowledge Triangle // Форсайт. 2017. Т. 11, № 2. С. 27–42.
26. Goethner M., Wyrwich M. Cross-Faculty Proximity and Academic Entrepreneurship: The Role of Business Schools // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45, nr 4. P. 1016–1062.
27. O’Reilly N. M., Robbins P., Scanlan J. Dynamic Capabilities and the Entrepreneurial University: A Perspective on the Knowledge Transfer Capabilities of Universities // Journal of Small Business & Entrepreneurship. 2019. Vol. 31, nr 3. P. 243–263.
28. Седаш Т. Н., Каменева Е. А. Анализ мировой и российской практики финансирования высшего образования // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 5. С. 50–58.
29. Vorley T., Nelles J. (Re)conceptualising the Academy: Institutional Development of and beyond the Third Mission // Higher Education Management and Policy. 2008. Vol. 20, nr 3. P. 1–17.
30. To Invent and Let Others Innovate: A Framework of Academic Patent Transfer Modes / C. Dahlborg, D. Lewensohn, R. Danell, C. J. Sundberg // The Journal of Technology Transfer. 2017. Vol. 42, nr 3. P. 538–563.
31. Bourelos E., Magnusson M., McKelvey M. Investigating the Complexity Facing Academic Entrepreneurs in Science and Engineering: The Complementarities of Research Performance, Networks and Support Structures in Commercialisation // Cambridge Journal of Economics. 2012. Vol. 36, nr 3. P. 751–780.
32. D’Este P., Perkmann M. Why do Academics Engage with Industry? The Entrepreneurial University and Individual Motivations // The Journal of Technology Transfer. 2011. Vol. 36, nr 3. P. 316–339.
33. Esko T., Tuunainen J., Miettinen R. Social Impact and Forms of Interaction between University Research and Society in Humanities and Social Sciences // International Journal of Contemporary Sociology. 2012. Vol. 49, nr 1. P. 17–46.
34. Benneworth P., Young M., Normann R. Between Rigour and Regional Relevance? Conceptualising Tensions in University Engagement for Socio-Economic Development // Higher Education Policy. 2017. Vol. 30, nr 4. P. 443–462.
35. Berghaeuser H., Hoelscher M. Reinventing the Third Mission of Higher Education in Germany: Political Frameworks and Universities’ Reactions // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26, nr 1. P. 57–76.
36. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) / В. А. Смирнов, Л. А. Фадеева, К. А. Пунина, С. В. Голубев // Ars Administrandi. 2013. № 4. С. 102–116.
37. Емельянова И. Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (105). C. 4–14. DOI 10.15826/umj.2016.105.039.
38. Marton F. Phenomenography – Descr ibing Conceptions of the World around Us // Instructional Science. 1981. Vol. 10, nr 2. P. 177–200.
39. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с. DOI 10.17323/978-5-7598-2373-5.
40. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67–72.
41. Видревич М. Б. Третья миссия университетов: какой мы ее видим? // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17 сент. 2018 г. Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2018. С. 88–95.
42. De La Torre E. M., Agasisti T., Perez-Esparrells C. The Relevance of Knowledge Transfer for Universities’ Efficiency Scores: An Empirical Approximation on the Spanish Public Higher Education System // Research Evaluation. 2017. Vol. 26, nr 3. P. 211–229.
43. Cosenz F. Adopting a Dynamic Performance Governance Approach to Frame Interorganizational Value Generation Processes into a University Third Mission Setting // Governance and Performance Management in Public Universities. Springer, Cham, 2022. P. 87–108. DOI P10.1007/978-3-030-85698-4_5.
44. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the University: A Systematic Literature Review on Potentials and Constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. P. 1–30. DOI 10.1016/j.techfore.2020. 120284.
45. Benneworth P., Pinheiro R., Sánchez-Barrioluengo M. One Size does Not Fit All! New Perspectives on the University in the Social Knowledge Economy // Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, nr 6. P. 731–735. DOI 10.1093/scipol/scw018.
46. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–63.
Рецензия
Для цитирования:
Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(2):27-37. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.010
For citation:
Dremova O.V., Shcheglova I.A. Russian Universities’ Third Mission: A Trend towards (Non)commercialization? University Management: Practice and Analysis. 2022;26(2):27-37. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.010