Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Университетытретьеговозраставроссийскойвысшейшколе:проблемное поле

https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.003

Полный текст:

Аннотация

Продление деловой и социальной активности пожилых людей становится задачей государственного масштаба, и университеты третьего возраста являются заметным мировым феноменом непрерывного образования, работающим на ее решение. В предлагаемой исследовательской статье очерчивается проблемное поле российского опыта формирования и развития университетов третьего возраста на базе высших учебных заведений. Автором систематизированы и подвергнуты компаративному анализу собранные во вторичных источниках и из открытых данных на сайтах вузов разрозненные свидетельства об опыте работы высшей школы в указанном направлении. Ключевым результатом проведенного исследования является вывод о том, что действующие при вузах России университеты третьего возраста отстают от мировой практики и по масштабу деятельности, и по масштабу распространения инноваций. Даже при условии достаточного финансирования российские вузы почти не создают университетов третьего возраста, не определив для себя их перспектив; создавая же такие подразделения, вузы предлагают пожилым учащимся неформальное образование для приобретения ими общекультурных компетенций, содержательно повторяя программы центров социального обслуживания населения. В статье обосновывается важность теоретической и практической проработки российской модели университетов третьего возраста на базе отечественных вузов и предлагается ряд управленческих решений. Главные из них – переосмысление роли и задач университетов третьего возраста и их открытие на базе ведущих высших учебных заведений. Стратегия создания в образовательных организациях высшего образования таких подразделений направлена как на завоевание нового целевого рынка, так и на выполнение вузами «третьей миссии» – миссии обеспечения равного доступа к получению качественного образования вне любых барьеров, в том числе барьеров возрастных.

Об авторе

Г. Ю. Никипорец-Такигава
Высшая школа экономики, Институт образования
Россия

доктор политических наук, PhD, кандидат филологических наук 

Россия, 101100, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10;
 



Список литературы

1. Демографический ежегодник России 2019: стат. сб. Mосква: Росстат, 2019. Приложения 1.1, 2.3 // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/demo17.pdf (дата обращения: 16.05.2021).

2. Office for National Statistics. Estimates of the population for the UK, England and Wales, Scotland and Northern Ireland // Национальная статистическая служба Великобритании : официальный сайт. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/populationestimates/datasets/populationestimatesforukenglandandwalesscotlandandnorthernireland (дата обращения: 22.06.2021).

3. Население Китая в 2021 году // Журнал Россия и Китай. Азиатское иллюстрированное обозрение: [сайт]. URL: https://ruchina.org/naselenie-kitaya (дата обращения: 01.09.2021).

4. Laslett P. What is Old Age? Variation over the Time and between Cultures. Health and Mortality among Elderly Populations / ed. by G. Caselli and A. Lopes. New York: Oxford University Press, 1996. P. 21–38.

5. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 162-р от 5 февраля 2016 года // Консорциум «Кодекс» : электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 19.12.2020).

6. Сулимин В. В. Возможности современного образования людей третьего возраста: европейский опыт // Перспективы науки (Science prospects). 2019. № 7 (118). C. 96–118.

7. Formosa M. Four decades of Universities of the Third Age: past, present, future // Ageing and society. 2014. Vol. 34, iss. 1. P. 42–66.

8. Войтович И. К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. № 8. C. 125–131.

9. Сидорчук Т. А. Сравнительный анализ геронтологических подразделений на базе высших учебных заведений России // Известия Смоленского государственного университета. 2016. № 4 (36). С. 439–448.

10. Московское долголетие онлайн // Mos.ru : официальный сайт мэра Москвы. URL: https://mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (дата обращения: 16.05.2021).

11. Craciun C., Gellert P., Flick U. Aging in precarious circumstances: do positive views on aging make a difference? // Gerontologist. 2017. Vol. 57, nr 3. P. 517–528.

12. Dauenhauer J., Steitz D. W., Cochran L. J. Fostering a New Model of Multi-Generational Learning: Older Adult Perspectives, Community Partners, and Higher Education // Educational Gerontology. 2016. Vol. 42, nr 7. P. 483–496.

13. Dupuis-Blanchard S., Theriault D., Mazerolle L. University of the Third Age: The Continuing Education Needs of Senior Francophone People // Canadian Journal on Aging / La Revue canadienne du vieillissement. 2016. Vol. 35, nr 4. P. 423–431.

14. Высоцкая И. В., Тихаева В. В., Глебова Е. А. Сравнительная характеристика содержания образования «университета третьего возраста» в Германии и России // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (36). С. 37–47.

15. Журавлёв А. Университет третьего возраста: как и чему учатся пожилые британцы. 2018, 9 февр. // Би-би-си: [сайт]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-42991562 (дата обращения: 25.12.2020).

16. Formosa M. International perspectives on older adult education: Malta // International Perspectives on Older Adult Education / eds. B. Findsen, M. Formosa. Cham : Springer, 2016. P. 261–272.

17. Амбарова П. А. «Серебряные университеты» в контексте реализации третьей миссии высшего образования // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития : сб. науч. ст. I Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 6–7 апр. 2018 г. Москва : А-Приор, 2018. С. 164–171.

18. Об Обществе // Российское общество «Знание»: [сайт]. URL: https://www.znanierussia.ru/about (дата обращения: 02.01.2022).

19. Университет III возраста в отделении дневного пребывания в ГБУ ЦСО «Куркино» // Государственное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания “Куркино”» : официальный сайт. URL: http://kcsokurkino.narod.ru/index/0-24 (дата обращения: 19.12.2020).

20. Университет третьего возраста // Муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческий культурно-просветительский центр Киришского муниципального района» : официальный сайт. URL: http://kirishi.47lib.ru/proekti/universitet (дата обращения: 19.12.2020).

21. Университет третьего возраста // Министерство социального развития Московской области. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Московской области «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» : официальный сайт. URL: http://kcsonoz.ru/deyatelnost/universitet-tretego-vozrasta/ (дата обращения: 19.12.2020).

22. Университет третьего возраста // Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения»: официальный сайт. URL: https://лкцсон.рф/index/universitet_quot_tretego_vozrasta_quot/0-21 (дата обращения: 19.12.2020).

23. Положение об «Университете третьего возраста» // Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания. Комплексный центр социального обслуживания населения «Ужурский»: официальный сайт. URL: http://uzhurkcson.ru/universitettretego-vozrasta (дата обращения: 19.12.2020).

24. Григорьева И. А. Инвестирование в пожилых как часть политики активного старения // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. Вып. 17 : Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. Санкт-Петербург, 2019. С. 13–20.

25. Григорьева И. А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста и гендера // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86). С. 5–18. DOI 10.21064/WinRS.2018.1.1.

26. «Может, государству нужна армия необразованных, низкооплачиваемых рабочих?» Зачем нужна система образования для пенсионеров и почему в России ее до сих пор нет. Интервью с Г. Зборовским и П. Амбаровой 1 окт. 2019 // Znak.com: интернет-издание. URL: https://www.znak.com/2019-10-01/zachem_nuzhna_sistema_obrazovaniya_dlya_pensionerov_i_pochemu_v_rossii_ee_do_sih_por_net (дата обращения: 30.08.2020).

27. Рычихина Э. Н., Колбецкая М. В. Позитивная мотивация к обучению людей третьего возраста на основе социального проекта // Российский экономический вестник. 2020. Т. 3, № 1. С. 205–210.

28. Зборовский Г. Е. Социальная общность людей «третьего возраста»: понятие, структура, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 9–20.

29. Григорьева И., Богданова Е. Концепция активного старения в Европе и России перед лицом пандемии COVID-19 // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. Т. 12, № 2. C. 187–211. DOI 10.25285/2078-1938-2020-12-2-187-211.


Рецензия

Для цитирования:


Никипорец-Такигава Г.Ю. Университетытретьеговозраставроссийскойвысшейшколе:проблемное поле. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):42-53. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.003

For citation:


Nikiporets-Takigawa G.Yu. The Third Age Universities in Russian Higher Education: Problem Area. University Management: Practice and Analysis. 2022;26(1):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.003

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)