Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Цифровой след в прогнозировании образовательной стратегии выпускников школ

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.023

Полный текст:

Аннотация

В исследовательской статье с использованием данных цифровых следов оцениваются результаты трансформации образовательной стратегии учащихся 11-х классов средней школы. Анализ официальных и неофициальных вузовских интернет-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» показал, что их активными пользователями являются выпускники школ, которые таким образом получают необходимую информацию о высшем учебном заведении. Представленный в статье метод использования цифровых следов может стать перспективным инструментом прогнозирования спроса на высшее образование. Проведенное исследование охватило период с 2019 года по 2021 год, всего было идентифицировано 502 тысячи профилей пользователей, в финальную выборку попали 246 тысяч аккаунтов. Результаты показали, что за анализируемый период произошло сокращение числа подписок пользователей на вузовские сообщества. Данный процесс наблюдался во всех российских регионах. Также изменилась ориентация на вузы, расположенные в других регионах. Если до пандемии большинство учащихся подписывалось на сообщества вузов, находящихся в другом регионе, то после нее большая часть выпускников стала выбирать вузы родного региона. Существенным ограничением метода использования цифровых следов является то, что ряд профилей относится к закрытым, и это не позволяет использовать их в дальнейшем анализе. Тем не менее результаты исследования показали высокую валидность и широкие возможности использования метода цифровых следов в предсказании образовательной траектории молодежи и планировании приемной кампании в масштабах как вуза, так и страны в целом.

Об авторах

Н. К. Габдрахманов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Габдрахманов Нияз Камилевич – кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник, проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов», Институт образования

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
+7 495 772-95-90 (*22126)



В. В. Орлова
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Орлова Вера Вениаминовна – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии

634050, Томск, пр. Ленина, 40
+7 3822 51-05-30



Ю. К. Александрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Александрова Юлия Константиновна – младший научный сотрудник, Центр прикладного анализа больших данных

634050, Томск, проспект Ленина, 36



Список литературы

1. Maltseva V., Shabalin A. I. The Non-Bypass Trajectory, or The Boom in Demand for TVET in Russia / [пер. с рус.] // Educational Studies Moscow. 2021. Nr 2. P. 10–42. DOI 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42.

2. Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109.

3. Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средней школы // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 114–117.

4. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91.

5. Hastings J. S., Weinstein J. M. Information, School Choice, and Academic Achievement: Evidence from Two Experiments // Quarterly Journal of Economics. 2008. Vol. 123, nr 4. P. 1373–1414.

6. Deming D. J. Better Schools, Less Crime? // The Quarterly Journal of Economics. Nov. 2011. Vol. 126, nr 4. P. 2063–2115.

7. Abdulkadiroglu A., Tayfun S. School Choice: A Mechanism Design Approach // The American Economic Review. 2003. Vol. 93, nr 3. P. 729–747.

8. Hamm S. What’s Wrong with a Career in Hospitality? An Examination of Student Choice. Commonwealth of Australia, 2009. 28 p.

9. Chapman D. W. A Model of Student College Choice // The Journal of Higher Education. 1981. Vol. 52, nr 5. P. 490–505.

10. Jackson G. A. Public Efficiency and Private Choice in Higher Education // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1982. Vol. 4, nr 2. P. 237–247.

11. Hanson K., Litten L. Mapping the Road to Academe: A Review of Re-search on Women, Men, and the College-Selection Process // The Undergraduate Woman: Issues in Educational Equity / P. J. Perun (ed.). Lexington : Lexington Books, 1989. P. 73–98.

12. Земцов С. П., Еремкин В. А., Баринова В. А. Что влияет на востребованность ведущих вузов России? // Ректор вуза. 2015. № 7. C. 28–35.

13. Козлов Д. В., Платонова Д. П., Лешуков О. В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : НИУ ВШЭ, 2017. 32 с.

14. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее: аналитический доклад // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_Доклад.pdf (дата обращения: 30.06.2021).

15. Результаты мониторинга неофициальных университетских интернет-сообществ в условиях перехода на дистанционную форму обучения / Н. К. Габдрахманов, М. Г. Мягков, В. Л. Гойко, А. В. Фещенко // Мониторинг экономики образования. 2020. № 7. С. 1–5.

16. Поливанова К. Н., Смирнов И. Б. Что в профиле тебе моем. Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 134–152.

17. Габдрахманов Н. К., Никифорова Н. Ю., Лешуков О. В. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 48 с.

18. Ивахнюк И. В. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Москва : МОМ, 2009. 78 с.


Рецензия

Для цитирования:


Габдрахманов Н.К., Орлова В.В., Александрова Ю.К. Цифровой след в прогнозировании образовательной стратегии выпускников школ. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(3):6-13. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.023

For citation:


Gabdrakhmanov N.K., Orlova V.V., Aleksandrova Yu.K. Digital footprint in predicting school graduates’ educational strategy. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(3):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.023

Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)