Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.006

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время во всех странах мира университеты становятся драйверами развития высоких технологий и бизнеса. Помимо решения традиционных задач создания новых знаний и формирования компетенций университеты играют значимую роль в развитии инновационных экосистем и предпринимательства. В России, однако, взаимоотношения университетов и бизнеса формируются не столь быстрыми темпами, как в странах с развитыми экономиками, поэтому в данной исследовательской статье с помощью качественных интервью и анализа кейса выявляются и обсуждаются барьеры на пути эффективного сотрудничества этих высших учебных заведений и бизнеса в России. Информационная база исследования состоит из экспертных интервью с представителями вузов и бизнеса и кейса взаимодействия компании ПАО «ЛУКОЙЛ» с университетами. Результаты исследования показали, что взаимодействию между университетами и предприятиями мешают несколько барьеров, коренящихся в рассогласованности ожиданий обеих сторон от взаимного сотрудничества, и позволили выявить перспективные направления развития последнего.

Об авторах

М. Р. Усманов
ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект
Россия

Усманов Марат Радикович – кандидат технических наук,  генеральный директор

603950, Нижний Новгород, Бокс № 3



М. А. Шушкин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Шушкин Михаил Александрович – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга

603025, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12



М. Г. Назаров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Назаров Михаил Геннадьевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры венчурного менеджмента

603025, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12



П. А. Крылов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Крылов Петр Александрович – аспирант

603025, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12



Список литературы

1. Шутаева Е. А. Трансфер знаний и технологий как важнейшее направление формирования «новой экономики» европейских стран // Наука и мир. 2015. Т. 1. № 8 (24). С. 90–92.

2. Аналитический обзор // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) : [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 04.07.2020).

3. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 13.06.2020).

4. 12 решений для нового образования // Российская венчурная компания (РВК) : [сайт]. URL: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/rvk/131720/ (дата обращения: 23.01.2020).

5. Correa C. M. Trends in Technology Transfer: Implications for Developing Countries // Science and Public Policy. December 1994. Vol. 21, nr 6. P. 369–380.

6. Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria // European Planning Studies. 2015. Vol. 23, nr 9. P. 1722–1740. DOI 10.1080/09654313.2015.1052782.

7. Fassin Y. The Strategic Role of University Liaison Offices // The Journal of Research Administration. 2000. Vol. 1, nr 2. P. 31–41.

8. Silva V. L. da, Kovaleski J. L., Pagani R. N. Technology Transfer in the Supply Chain Oriented to Industry 4.0: A Literature Review // Technology Analysis & Strategic Management. 2019. Vol. 5, nr 31. P. 546–562.

9. Cosh A., Hughes A. Never Mind the Quality Feel the Width: University – Industry Links and Government Financial Support for Innovation in Small High-Technology Businesses in the UK and the USA // The Journal of Technology Transfer. 2010. Vol. 35, nr 1. P. 66–91.

10. Universities, Business and Knowledge Exchange / M. Abreu, V. Grinevich, A. Hughes [et al.]. London : Council for Industry and Higher Education, and Centre for Business Research, 2008. 64 p.

11. Godin B. The making of science, technology and innovation policy: conceptual frameworks as narratives, 1945–2005. Montreal (Quebec) : Institut national de la recherche scientifique, 2009. 385 p.

12. Etzkowitz H. Incubation of Incubators: Innovation as a Triple Helix of University-Industry-Government Networks // Science and Public Policy. 2002. Vol. 29, nr 2. P. 115–128.

13. Smith H. L. Universities, Innovation, and Territorial Development: A Review of the Evidence // Environment and Planning C: Government and Policy. 2007. Vol. 25, nr 1. P. 98–114. DOI 10.1068/c0561.

14. Seaton R. A. F., Cordey-Hayes M. The Development and Application of Interactive Models of Industrial Technology Transfer // Technovation. 1993. Vol. 1, nr 13. P. 45–53.

15. Leydesdorff L. The Knowledge-Based Economy and the Triple Helix Model // Annual Review of Information Science and Technology. 2010. Nr 44. P. 367–417.

16. Carayannis E. G., Campbell D. F. J. Mode 3 Knowledge Production in Quadruple Helix Innovation Systems. New York : Springer, 2012. 63 p.

17. Lester R., Sotarauta M. Universities, Industrial Innovation, and Regional Economic Development: A Report of the Local Innovation Systems Project. Cambridge : Massachusetts Institute of Technology, 2007. 40 p.

18. Link A. N., Morris C. A., Hasselt M. van. Economics of Innovation and New Technology. The Impact of Public R & D Investments on Patenting Activity: Technology Transfer at the U. S. Environmental Protection Agency // Economics of Innovation and New Technology. 2018. Vol. 28, nr 5. P. 536–546, DOI 10.1080/10438599.2018.1542772.

19. Bozeman B. Technology Transfer and Public Policy: A Review of Research and Theory // Research Policy. 2000. Vol. 29, iss. 4/5. P. 627–655. DOI 10.1016/S0048-7333(99)00093-1.

20. Ольховая Т. А., Зинюхина Н. А., Никулина Ю. Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 139–149. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149.

21. Yin R. K. Case Study Research Design and Methods. 5th ed. Thousand Oaks, C.A. : Sage, 2014. 282 p.

22. Ананин Д. П., Крекель Р. Иерархичность системы высшего образования Германии: историографический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 1. С. 9–27. DOI 10.15826/umpa.2020.01.001.


Для цитирования:


Усманов М.Р., Шушкин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(1):83-93. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.006

For citation:


Usmanov M.R., Shushkin M.A., Nazarov M.G., Krylov P.A. Barriers to Effective Interaction of Russian Universities and Companies. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(1):83-93. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.006

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)