Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.031

Полный текст:

Аннотация

Цель настоящей концептуальной статьи – проанализировать тенденции, проявившиеся в российском высшем образовании в период пандемии коронавируса. Рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулись российские вузы при переходе на дистанционное обучение студентов. Особое внимание уделяется проблеме «цифрового неравенства», актуализировавшейся в условиях перехода вузов на дистант и онлайн-режим обучения. Показано, что «цифровое неравенство» не сводится к дифференциации студентов по наличию у них технических возможностей учиться дистанционно. Вопросы «цифрового неравенства» исследуются на уровне регионов, вузов, преподавателей и студентов. Также авторами обосновывается тезис о том, что в рамках действующей модели бюджетного финансирования решить проблему динамичного развития российской системы высшего образования не удастся, и предлагаются подходы к ее изменению.

Об авторах

Т. Л. Клячко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Клячко Татьяна Львовна – доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5
+7 903 103-78-30 



С. Г. Синельников-Мурылев
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
Россия

Синельников-Мурылев Сергей Германович – доктор экономических наук, профессор, ректор

119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
+7 903 792-17-20 



Список литературы

1. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. Статья 1. Глобальные тренды // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 5–18. DOI 10.2139/ssrn.2657000.

2. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. Статья 2. Российские тенденции // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 5–25. DOI S086904990000616-9-1/ssrn.2657000.

3. OECD. Remote Online Exams in Higher Education during the COVID-19 Crisis, OECD Education Policy Perspectives. 2020. Nr 1. P. 1–13. DOI 10.1787/f53e2177-en.

4. Gouëdard P., Pont B., Viennet R. Education Responses to COVID-19: Shaping an Implementation Strategy // OECD. Education Working Papers. 2020. Nr 224. P. 44. DOI 10.1787/8e95f977-en.

5. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад // Национальный исследовательский Томский государственный университет : официальный сайт. URL: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakhpandemii-i-posle-nee.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

6. Сидоркин А. Открытие нового мира // Medium : [интернет-платформа]. URL: https://medium.com/direktoriaonline/открытие-нового-мира-10fcaa6e84f0 (дата обращения: 19.10.2020).

7. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 38–58. DOI 10.21202/1993-047X.10.2016.2.38-58.

8. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Москва : Центр стратегических разработок ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 105 с.

9. Ле Гранд Дж. Другая невидимая рука: предоставление общественных благ на основе выбора и конкуренции. Москва : Издательство Института Гайдара, 2011. 237 с.

10. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С. Г. О реформировании системы финансирования вузов // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 14–32. DOI 10.32609/0042-87362012-7-133-146.


Для цитирования:


Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(4):9-21. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.031

For citation:


Klyachko T.L., Sinelnikov-Murylev S.G. Russian Higher Education as Influenced by COVID-19 Pandemic. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(4):9-21. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.04.031

Просмотров: 238


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)