Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Национальные проекты и совершенствование мониторинга их реализации в сфере непрерывного профессионального образования

https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.002

Полный текст:

Аннотация

В настоящей концептуальной статье на основе анализа отечественной и зарубежных методологий мониторинга развития образования и практики их применения предлагаются направления и методы совершенствования мониторинга реализации национальных проектов в части подготовки кадров по профессиональным образовательным программам всех уровней. Проблема корректного определения количественных показателей подготовки кадров в процессе реализации национальных проектов актуальна как для вузов при выработке управленческих решений по стратегии их развития в сопоставлении с национальными целями и стратегическими задачами развития страны, так и для органов государственного управления. Последние при подготовке решений должны опираться на информационную базу, корректно отображающую ход и результаты реализации национальных проектов. Анализ используемых в России форм федерального статистического наблюдения подготовки кадров позволил обнаружить ряд недостатков, затрудняющих систематический мониторинг реализации национальных проектов, также в процессе исследования были выявлены примеры некорректного задания целевых показателей подготовки кадров в национальных проектах. Именно это послужило причиной написания данной статьи, цель которой – предложить направления развития методик мониторинга подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования и реализации национальных проектов в этой части. В статье рассматриваются и сопоставляются методология и основные методики мониторинга подготовки кадров, применяемые в ЕС, ОЭСР, США, России, выявляются их основные различия, преимущества и недостатки, в том числе при использовании в межстрановых сравнениях. Проведенный анализ показал, что для целей мониторинга реализации национальных проектов зарубежные методики в силу методологических особенностей не могут использоваться для оперативного мониторинга, а российская система федерального статистического наблюдения требует определенной модификации, которая достаточно легко реализуема и позволит обеспечить мониторинг реализации национальных проектов в части подготовки кадров с профессиональным образованием. Приведенные в статье предложения по совершенствованию системы мониторинга реализации национальных проектов могут в последующем детализироваться в соответствии с целями мониторинга, а также послужить основой для исследований в сфере гармонизации российской и зарубежных методологий мониторинга образования. С точки зрения практики университетского менеджмента предлагаемые направления совершенствования мониторинга реализации национальных проектов могут в инициативном порядке реализовываться на уровне конкретных вузов, что позволит им оценить состояние и результативность своего вклада в реализацию национальных проектов. Предложенные в статье новые конкретные методы организации мониторинга реализации национальных проектов в части подготовки кадров и направления совершенствования мониторинга системы непрерывного профессионального образования могут использоваться органами управления образованием и вузами для совершенствования мониторинга реализации национальных проектов и мониторинга системы непрерывного профессионального образования в целом и ее отдельных элементов.

Об авторах

А. В. Федотов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Федотов Александр Васильевич – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования

119571, Москва, проспект Вернадского, 82



К. В. Лебедев
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Лебедев Константин Валерьевич – кандидат технических наук, руководитель Лаборатории комплексного анализа Главного информационно-вычислительного центра

19454, Москва, проспект Вернадского, 78



А. А. Коваленко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Коваленко Алексей Анатольевич – научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования

119571, Москва, проспект Вернадского, 82



А. О. Полушкина
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Полушкина Анна Олеговна – научный сотрудник Лаборатории комплексного анализа Главного информационно-вычислительного центра

19454, Москва, проспект Вернадского, 78



Список литературы

1. Guidance document on monitoring and evaluation / European Commission, Directorate-General for Regional Policy. Bruxelles, 2014. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/2014/working/wd_2014_en.pdf (дата обращения: 27.01.2020).

2. Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing. Paris, 2019. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2019_f8d7880d-en (дата обращения: 27.01.2020).

3. Handbook for Inter nationally Comparative Education Statistics 2018: Concepts, Standards, Definitions and Classifications, OECD Publishing. Paris, 2018. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/oecdhandbookfor-internationally-comparative-educationstatistics2018_9789264304444-en (дата обращения: 27.01.2020).

4. Sharrock G. OECD figures are not what they seem in higher education. URL: http://theconversation.com/oecd-figures-are-not-what-they-seem-in-highereducation60786 (дата обращения: 27.01.2020).

5. Ydesen C., Bomholt A. Accountability implications of the OECD’s economistic approach to education: A historical case analysis. Journal of Educational Change, 11 November 2019. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs10833–019–09355–1.pdf (дата обращения: 27.01.2020).

6. Svein S. The PISA-syndrome – How the OECD has hijacked the way we perceive pupils, schools and education. Confero: Essays on Education, Philosophy and Politics, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 12–65.

7. Engel L. C., Rutkowski D., Thompson G. Toward an international measure of global competence? A critical look at the PISA 2018 framework. Globalisation, Societies and Education, 2019, vol. 17, no. 2, pp. 117–131.

8. Sellar S., Lingard B. The OECD and the expansion of PISA: new global modes of governance in education. British Educational Research Journal, 2014, no. 40, pp. 917–936.

9. Snyder T. D., Brey C. de, Dillow S. A. Digest of Education Statistics 2018 (NCES2020–009). Washington, DC: National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U. S. Department of Education, 2019. 590 p.

10. Счетная палата заявила о невозможности мониторинга реализации нацпроектов в течение года. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6996738/amp (дата обращения: 29.01.2020).

11. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Модели и механизмы развития непрерывного профессионального образования». Москва : РАНХиГС, 2018. 478 с.

12. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Анализ развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации». Москва : РАНХиГС, 2019. 346 с.

13. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. Раздел «Статистика». URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/ (дата обращения: 16.12.2019).

14. Росстат: официальный сайт. Раздел «Государство, общественные организации». URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения: 16.12.2019).


Для цитирования:


Федотов А.В., Лебедев К.В., Коваленко А.А., Полушкина А.О. Национальные проекты и совершенствование мониторинга их реализации в сфере непрерывного профессионального образования. Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(1):28-43. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.002

For citation:


Fedotov A.V., Lebedev K.V., Kovalenko A.A., Polushkina A.O. National Projects and Improvement of Monitoring of their Implementation in the Sphere of Lifelong Vocational Training. University Management: Practice and Analysis. 2020;24(1):28-43. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.01.002

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)